Наврез — байрам, праздник весны!

DSC_0009НАВРЕЗ — НОВЫЙ ГОД ПО ПРИРОДНОМУ КАЛЕНДАРЮ
Мате­ри­ал для пуб­ли­ка­ции под­го­то­ви­ла учи­тель тех­но­ло­гии выс­шей кате­го­рии Хали­ко­ва Зай­наб Яку­бов­на.
Празд­ник Наврез на Восто­ке отме­ча­ет­ся 21 мар­та - в день весен­не­го рав­но­ден­ствия,

когда При­ро­да есте­ствен­ным обра­зом про­сы­па­ет­ся, когда день равен ночи и с каж­дым после­ду­ю­щим вра­ще­ни­ем отво­е­вы­ва­ет у нее несколь­ко минут в поль­зу све­та, когда начи­на­ет­ся новый виток обнов­ле­ния и насту­па­ет Новый сол­неч­ный год. При­ро­де не надо что-то спе­ци­аль­но выду­мы­вать, у нее все «празд­ни­ки» рас­по­ла­га­ют­ся по осо­бым точ­кам Годо­во­го кру­га — точ­кам Силы, когда Солн­це, Луна и вся При­ро­да име­ют осо­бые каче­ства. В день весен­не­го рав­но­ден­ствия рож­да­ет­ся новое Солн­це и про­сы­па­ет­ся Зем­ля (неда­ром день Зем­ли отме­ча­ет­ся имен­но 21 мар­та). 

001

Логич­но, что во мно­гих куль­ту­рах мира отме­чать празд­ник Солн­ца, теп­ла, све­та и обнов­ле­ния было при­ня­то имен­но в день весен­не­го рав­но­ден­ствия по аст­ро­но­ми­че­ско­му сол­неч­но­му кален­да­рю. Напри­мер, 21 мар­та в Древ­ней язы­че­ской Руси было при­ня­то при­вет­ство­вать Новое солн­це (читай Новую жизнь, Новый год) его умень­шен­ной копи­ей: жел­тым, круг­лым и горя­чим бли­ном! Сей­час празд­ник Мас­ле­ни­цы остал­ся, но под вли­я­ни­ем хри­сти­ан­ства сдви­нул­ся по вре­ме­ни и пре­вра­тил­ся в «про­во­ды зимы», хотя преж­де был пол­но­цен­ным празд­ни­ком Ново­го года.
Зато иран­ские и тюрк­ские наро­ды, несмот­ря на гос­под­ство Исла­ма, суме­ли отсто­ять свой доис­лам­ский празд­ник вес­ны и Ново­го года - Наврез (от перс. «новый день»). Исто­ки празд­ни­ка Наврез ухо­дят сво­и­ми кор­ня­ми в допись­мен­ную эпо­ху исто­рии чело­ве­че­ства, когда у зем­ле­дель­цев толь­ко начал зарож­дать­ся культ Солн­ца.

002

Офи­ци­аль­ный ста­тус рели­ги­оз­но­го празд­ни­ка Наврез при­об­рел в Ахе­ме­нид­ской Импе­рии при­мер­но в 648–330 гг. до н. э.
В насто­я­щее вре­мя   Наврез широ­ко празд­ну­ет­ся как нача­ло Ново­го года в Иране и Афга­ни­стане, как госу­дар­ствен­ный празд­ник — в Таджи­ки­стане, Узбе­ки­стане, Кир­ги­зии, Казах­стане, Турк­ме­ни­стане, Азер­бай­джане, Алба­нии, Ирак­ском Кур­ди­стане, Индии, Маке­до­нии, Тур­ции; а так­же на юге Рос­сии: в Татар­стане, Баш­кор­то­стане.
Тра­ди­ции празд­но­ва­ния Навре­за прак­ти­че­ски не изме­ни­лись за всю его мно­го­ве­ко­вую исто­рию. К празд­ни­ку тща­тель­но гото­вят­ся зара­нее: устра­и­ва­ют гене­раль­ную убор­ку в домах, дво­рах и ули­цах, обя­за­тель­но сти­ра­ют всю име­ю­щу­ю­ся одеж­ду, рас­счи­ты­ва­ют­ся с дол­га­ми. Нака­нуне празд­ни­ка до вос­хо­да Солн­ца необ­хо­ди­мо завер­шить все под­го­то­ви­тель­ные хло­по­ты: при­го­тов­ле­ние празд­нич­ных блюд, убор­ку жилья и укра­ше­ние ком­нат цве­ту­щи­ми вет­ка­ми дере­вьев.
Самый глав­ный день празд­ни­ка — пер­вый, 21 мар­та. В этот день при­ня­то накры­вать празд­нич­ный стол и уго­щать всех зна­ко­мых, сосе­дей и каж­до­го встреч­но­го «ново­год­ни­ми» яст­ва­ми, глав­ные из кото­рых — хали­са и сума­ляк (они гото­вят­ся толь­ко раз в году — на Наврез). Хали­са гото­вит­ся из семи видов зла­ков с добав­ле­ни­ем мяса, при­чем все раз­ва­ри­ва­ет­ся до состо­я­ния одно­род­ной мас­сы. А сума­ляк при­го­тав­ли­ва­ет­ся из про­рос­ше­го зер­на пше­ни­цы с добав­ле­ни­ем муки и саха­ра. Начи­на­ют гото­вить эти слож­ные блю­да нака­нуне празд­ни­ка. Все жен­щи­ны боль­шой семьи, общи­ны (в совре­мен­ных усло­ви­ях мно­го­эта­жек — сосед­ки) соби­ра­ют­ся у боль­ших кот­лов и всю ночь по оче­ре­ди поме­ши­ва­ют блю­до, что­бы оно не под­го­ре­ло на дро­вя­ном огне.

003

Часто на дно кот­ла кла­дут горсть неболь­ших кам­ней, не в каче­стве при­пра­вы, разу­ме­ет­ся, а что­бы при поме­ши­ва­нии луч­ше пере­ма­лы­ва­лось и не под­го­ра­ло густое риту­аль­ное блю­до. Счи­та­ет­ся, что если кому-то слу­чай­но попа­дет «счаст­ли­вый» каме­шек, то его обя­за­тель­но ждет уда­ча в Новом году. Что­бы дол­гий и тру­до­ем­кий про­цесс у кост­ра не пре­вра­тил­ся в уто­ми­тель­ную обя­зан­ность, его сопро­вож­да­ют музы­кой, пес­ня­ми и тан­ца­ми, начи­ная тем самым весе­лую встре­чу Ново­го дня. А утром каж­дая жен­щи­на отне­сет домой свою долю от обще­го кот­ла.
Тра­ди­ци­он­ным риту­а­лом в Наврез явля­ет­ся состав­ле­ние хафт сина. На сто­ле долж­ны быть семь (хафт) про­дук­тов, назва­ния кото­рых начи­на­ют­ся с бук­вы «син» пер­сид­ско­го алфа­ви­та: семе­на руты — сипанд, ябло­ко — себ, чер­ные косточ­ки — сиа­х­дане, дикая мас­ли­на — сан­джид, уксус — сир­ке, чес­нок — сир и про­рос­шее зер­но — саб­зи.
В Наврез празд­нич­ный стол обя­за­тель­но долж­ны укра­шать блю­да, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие воз­рож­де­ние и новую жизнь: про­рос­шие зер­на пше­ни­цы, отвар­ные яйца, бокал воды с живой рыб­кой. Кро­ме того, на стол непре­мен­но пода­ют­ся плов, шур­па, варе­ная бара­ни­на и кок-сам­са (пирож­ки с начин­кой из моло­дой зеле­ни). И вооб­ще,  чем боль­ше  раз­но­об­раз­ных блюд и сла­до­стей будет на празд­нич­ном  дастар­хане, тем бла­го­по­луч­нее  и уро­жай­нее будет гря­ду­щий год.
В после­ду­ю­щие три­на­дцать празд­нич­ных дней при­ня­то ходить друг к дру­гу в гости, наве­щать пожи­лых сосе­дей и род­ствен­ни­ков, устра­и­вать весе­лые народ­ные гуля­ньяпразд­нич­ные база­ры и спор­тив­ные состя­за­ния, а так­же сажать сажен­цы моло­дых дере­вьев и начи­нать поле­вые рабо­ты. Первую бороз­ду в Новом году, сле­дуя ста­рин­но­му обря­ду, про­во­дит ста­рей­ший и самый ува­жа­е­мый член общи­ны. Обя­за­тель­но в эти дни сле­ду­ет полу­чить бла­го­сло­ве­ние стар­ших, роди­те­лей, настав­ни­ков. Счи­та­ет­ся, что как чело­век про­ве­дет дни празд­но­ва­ния Навре­за, так он про­ве­дет и весь сле­ду­ю­щий год. Кро­ме того, народ пом­нит еще одну древ­нюю леген­ду: в дни Навре­за на зем­лю спус­ка­ют­ся анге­лы, кото­рые при­но­сят людям доб­ро и бла­го­ден­ствие, но захо­дят они лишь в тот дом, где царит мир и согла­сие. Имен­но поэто­му люди ста­ра­ют­ся про­стить друг дру­гу дол­ги, забы­ва­ют о враж­де и оби­дах. Как гла­сит народ­ное пре­да­ние, очень важ­но, кто будет пер­вым гостем в доме: в пер­вый день Ново­го года все непре­мен­но ждут доб­ро­го и чест­но­го чело­ве­ка, при­но­ся­ще­го доб­рую весть и уда­чу.
И не до кон­ца понят­но: Наврез   ли так дей­ству­ет, или Солн­це, нако­нец, всту­па­ет в свои  пра­ва, но в эти дни  люди дей­стви­тель­но ста­но­вят­ся доб­рее и свет­лее, каж­дая душа рвет­ся к сво­им  истин­ным кор­ням, на при­ро­ду, раду­ет­ся каж­дой зеле­ной тра­вин­ке и вылез­шей букаш­ке, одним сло­вом — всей душой любит жизнь и свою, и ту Новую, что рас­пус­ка­ет­ся вокруг.
Раз­ве это не вол­шеб­ство?..

DSC_0001

НАВРЕЗ

С днем Навре­за поздрав­ляю бла­го­вер­ных мусуль­ман,
В чисто­те я вам желаю, отме­чать Наврез-бай­рам,
Чтоб с весен­ни­ми луча­ми посту­ча­лась доб­ро­та,
Рав­но­ден­ствие встре­ча­ем, пусть нам све­тят небе­са.
Пусть араб­скою вес­ною, людям очень пове­зет,
И любовь тебя накро­ет в свое лоно забе­рет,
В день Навре­за, самым луч­шим даром будет доб­ро­та,
Рав­но­ден­ствие встре­ча­ем, пусть нам све­тят небе­са.
Пусть Празд­нич­ный Наврез, вес­ной откро­ет две­ри,
Осу­ще­ствит все то, что мы дав­но хоте­ли,
Раз­бу­дит доб­ро­ту, в боль­шом и теп­лом серд­це,
И при­не­сет вес­ну,  поз­во­лит ей согреть­ся.
Немыс­ли­мо забыть, о вре­ме­нах гоне­ний,
Смог­ли мы пере­жить тьму и хаос сто­ле­тий,
И празд­нич­ный Наврез нам вновь напо­ми­на­ет,
Несчаст­лив чело­век, кто пред­ков забы­ва­ет.

В дни празд­ни­ка Зай­наб Яку­бов­на про­ве­ла яркую выстав­ку поде­лок, выпол­нен­ных рука­ми обу­ча­ю­щих­ся нашей шко­лы.

DSC_0002 DSC_0003 DSC_0005 DSC_0006 DSC_0008

Запись опубликована в рубрике Воспитание с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Наврез — байрам, праздник весны!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...