1 января 2020 года все школы применяют педагогические профстандарты (п. 2 постановления Правительства от 27.06.2016 № 584).
К должностям педагогических работников в законодательстве есть определенные требования. Статьи 46–48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
Порядок применения профессиональных стандартов устанавливает постановление Правительства от 27.06.2016 № 584. Сейчас профстандарт действует для четырех школьных педагогических должностей:
- профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержден приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н;
- профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержден приказом Минтруда от 24.07.2015 № 514н;
- профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержден приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н;
профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержден приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н
Профстандарт «Педагог». Профстандарт обязывает учителя соблюдать ФГОС, организовать практическую и исследовательскую работу с учениками и применять новые образовательные технологии. Документ предписывает учителям:
- качественно оценивать достижения учеников (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог»);
- развивать практическую и исследовательскую деятельность школьников (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог»);
- применять современные педтехнологии (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог»);
- внедрять в уроки воспитательный компонент (п. 3.1.2 профстандарта «Педагог»);
- проводить экскурсии и работу в группах (п. 3.1.2 профстандарта «Педагог»);
- работать по индивидуальным программам (п. 3.1.3 профстандарта «Педагог»).
Профстандарт также вводит отдельные трудовые функции по работе с первоклассниками и четвероклассниками для всех учителей начальной школы (п. 3.2.2 профстандарта «Педагог»). А учителя основного и среднего общего образования по профстандарту должны использовать иноязычные источники информации во всех предметных областях (п. 3.2.3 профстандарта «Педагог»).
Отдельные трудовые функции учителей начальной школы по работе с первоклассниками и четвероклассниками
«Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной», — п. 3.2.2 профстандарта «Педагог».
«Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе», — п. 3.2.2 профстандарта «Педагог».
Профстандарт «Педагог-психолог». Педагог-психолог помогает ученикам справиться с проблемами в учебе, чтобы освоить программу. Для учителей готовит рекомендации, как работать со школьниками, которым трудно освоить программу. Профстандарт предписывает педагогам-психологам:
- проводить развивающую работу с учениками (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог-психолог»);
- развивать психологическую компетентность учителей (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог-психолог»);
- участвовать в разработке индивидуальных учебных планов (п. 3.1.1 профстандарта «Педагог-психолог»);
- помогать педагогам выбирать педтехнологии (п. 3.1.2 профстандарта «Педагог-психолог»);
- сохранять здоровье учеников (п. 3.1.7 профстандарта «Педагог-психолог»);
- публично отчитываться о результатах работы (п. 3.1.6 простандарта «Педагог-психолог»).
Профстандарт «Специалист в области воспитания». Профстандарт определяет трудовые функции социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя, старшего воспитателя, педагога-библиотекаря, тьютора. Эти работники школы помогают ученикам освоить образовательные программы. Профстандарт предписывает специалистам в области воспитания:
- поддерживать учеников в процессе социализации (п. 3.1.1 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
- оценивать работу детских объединений (п. 3.2 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
- повышать интерес к чтению (п. 3.5.3 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
- организовывать работу по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности (п. 3.3.2 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»);
- развивать самоуправление учеников на основе социального партнерства социальных институтов (п. 3.2.3 профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»).