Рекомендации педагогам

Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции для учи­те­лей, под­го­тов­лен­ные на осно­ве ана­ли­за типич­ных оши­бок участ­ни­ков ЕГЭ 2026 года

Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции для учи­те­лей, под­го­тов­лен­ные на осно­ве ана­ли­за типич­ных оши­бок участ­ни­ков ЕГЭ 2025 года.

https://4ege.ru/novosti-ege/76439-metodicheskie-rekomendacii-dlja-uchitelej-ot-fipi.html

Сколь­ко пер­вич­ных бал­лов даёт каж­дое зада­ние в ЕГЭ?

Номер зада­нияКоли­че­ство пер­вич­ных бал­лов
Рус­скийМатем. Б.Матем. П.Общ‑еФизи­каБио­ло­гияИсто­рияХимияИнф.Лит.Гео.Ин.язКит.яз.
1111111211116
2111212111111
31111112111111
4111213117111
5111221211211
6111222221111
71112122211111
82112121211111
9111111115111
1011122211116
111112211120 14
12111112211 211
1311211211 111
141122221 111
1511222221 111
161122211 111
1711222311 111
1811422311111
1911432211111
2011 32311111
211132311111
2224 2111
2313 21111
241433 2111
25163 1111
26131211
2722 312211
28 31218
29   2112
30 2 15
314 17
32518
3331 
3441 
351 
361 
376 
3814 
391 
404 
415 
4210 
43
44
45  
Все­го5021325845 5742562950 38 8280

Пере­чень услов­ных обо­зна­че­ний и сокра­ще­ний

ГИА‑9Госу­дар­ствен­ная ито­го­вая атте­ста­ция по обра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам основ­но­го обще­го обра­зо­ва­ния
ГИА-11Госу­дар­ствен­ная ито­го­вая атте­ста­ция по обра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам сред­не­го обще­го обра­зо­ва­ния
ЕГЭЕди­ный госу­дар­ствен­ный экза­мен
ОГЭОснов­ной госу­дар­ствен­ный экза­мен
ГВЭГосу­дар­ствен­ный выпуск­ной экза­мен
МОУООрга­ны управ­ле­ния обра­зо­ва­ни­ем муни­ци­паль­ных рай­о­нов и город­ских окру­гов
ОООбра­зо­ва­тель­ная орга­ни­за­ция
ИРРИнфор­ма­ци­он­но-разъ­яс­ни­тель­ная рабо­та
Участ­ни­ки
ГИА-11
Обу­ча­ю­щи­е­ся 11 (12) клас­сов, не име­ю­щие ака­де­ми­че­ской задол­жен­но­сти, в том чис­ле за ито­го­вое сочи­не­ние (изло­же­ние), и в пол­ном объ­е­ме выпол­нив­шие учеб­ный план или инди­ви­ду­аль­ный учеб­ный план (име­ю­щие годо­вые отмет­ки по всем учеб­ным пред­ме­там учеб­но­го пла­на за каж­дый год обу­че­ния по обра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме сред­не­го обще­го обра­зо­ва­ния не ниже удо­вле­тво­ри­тель­ных).
Участ­ни­ки
ГИА‑9
Обу­ча­ю­щи­е­ся 9 клас­сов, не име­ю­щие ака­де­ми­че­ской задол­жен­но­сти, и в пол­ном объ­е­ме выпол­нив­шие учеб­ный план или инди­ви­ду­аль­ный учеб­ный план (име­ю­щие годо­вые отмет­ки по всем учеб­ным пред­ме­там учеб­но­го пла­на за каж­дый год обу­че­ния по обра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме основ­но­го обще­го обра­зо­ва­ния не ниже удо­вле­тво­ри­тель­ных).
Участ­ни­ки с ОВЗОбу­ча­ю­щи­е­ся и экс­тер­ны с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья, что под­твер­жде­но соот­вет­ству­ю­щим заклю­че­ни­ем пси­хо­ло­го-меди­ко-педа­го­ги­че­ской комис­сии (ПМПК)
ИС‑9Ито­го­вое собе­се­до­ва­ние по рус­ско­му язы­ку
ИC‑11Ито­го­вое сочи­не­ние (изло­же­ние)
ГЭКГосу­дар­ствен­ная экза­ме­на­ци­он­ная комис­сия Рес­пуб­ли­ки Крым
КИМКон­троль­ный изме­ри­тель­ный мате­ри­ал
ППЭПункт про­ве­де­ния экза­ме­на
РЦОИРеги­о­наль­ный центр обра­бот­ки инфор­ма­ции

ФОРМЫ ГИА-11:

  • Еди­ный госу­дар­ствен­ный экза­мен (ЕГЭ) с исполь­зо­ва­ни­ем кон­троль­ных изме­ри­тель­ных мате­ри­а­лов (КИМ), пред­став­ля­ю­щие собой ком­плек­сы зада­ний стан­дар­ти­зи­ро­ван­ной фор­мы, а так­же спе­ци­аль­ные блан­ки для оформ­ле­ния отве­тов на зада­ния для обу­ча­ю­щих­ся, пла­ни­ру­ю­щих поступ­ле­ние на обу­че­ние по про­грам­мам бака­лаври­а­та и про­грам­мам спе­ци­а­ли­те­та в обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции выс­ше­го обра­зо­ва­ния
  • Госу­дар­ствен­ный выпуск­ной экза­мен (ГВЭ) по рус­ско­му язы­ку и мате­ма­ти­ке с исполь­зо­ва­ни­ем КИМ ГВЭ для обу­ча­ю­щих­ся с ОВЗ, обу­ча­ю­щих­ся детей-инва­ли­дов и инва­ли­дов, а так­же для выпуск­ни­ков теку­ще­го учеб­но­го года обу­ча­ю­щих­ся в орга­ни­за­ци­ях сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния (СПО), а так­же в орга­ни­за­ци­ях закры­то­го типа. Выпуск­ни­ки с ОВЗ, у кото­рых есть пока­за­ния про­хо­дить ГИА в фор­ме ГВЭ, могут по сво­е­му жела­нию про­хо­дить ГВЭ в уст­ной фор­ме.

Участ­ни­ки про­хо­дят ГИА по обя­за­тель­ным учеб­ным пред­ме­там «Рус­ский язык» и «Мате­ма­ти­ка» по сво­е­му выбо­ру в фор­ме ГВЭ или в фор­ме ЕГЭ.

Участ­ни­ки ГИА впра­ве прой­ти ЕГЭ по сле­ду­ю­щим учеб­ным пред­ме­там: лите­ра­ту­ра, физи­ка, химия, био­ло­гия, гео­гра­фия, исто­рия, обще­ст­во­зна­ние, ино­стран­ные язы­ки, КЕГЭ. Из выше­пе­ре­чис­лен­ных пред­ме­тов участ­ни­ки ГИА могут сдать несколь­ко пред­ме­тов по сво­е­му выбо­ру для предо­став­ле­ния резуль­та­тов ЕГЭ при при­е­ме на обу­че­ние по про­грам­мам бака­лаври­а­та и про­грам­мам спе­ци­а­ли­те­та в ОО выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

УЧАСТНИКИ ГИА-11

К ГИА-11 допус­ка­ют­ся:

  • Обу­ча­ю­щи­е­ся, не име­ю­щие ака­де­ми­че­ской задол­жен­но­сти, полу­чив­шие «зачет» за ито­го­вое сочи­не­ние (изло­же­ние), име­ю­щие годо­вые отмет­ки по всем учеб­ным пред­ме­там за каж­дый год обу­че­ния по обра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме сред­не­го обще­го обра­зо­ва­ния не ниже отмет­ки «3».

Обу­ча­ю­щи­е­ся, осво­ив­шие обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му сред­не­го обще­го обра­зо­ва­ния в фор­ме само­об­ра­зо­ва­ния или семей­но­го обра­зо­ва­ния, впра­ве прой­ти экс­тер­ном ГИА в обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции. Такие обу­ча­ю­щи­е­ся допус­ка­ют­ся к ГИА при усло­вии полу­че­ния ими отме­ток не ниже отмет­ки «3» на про­ме­жу­точ­ной атте­ста­ции и резуль­та­та «зачет» за ито­го­вое сочи­не­ние (изло­же­ние).

ВЫБОР УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ СДАЧИ ГИА-11

ЭКЗАМЕНЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АТТЕСТАТА

  • Рус­ский язык (в фор­ме ЕГЭ)
  • Мате­ма­ти­ка (в фор­ме ЕГЭ – базо­вый или про­филь­ный уро­вень)

для обу­ча­ю­щих­ся с ОВЗ фор­мой про­хож­де­ния экза­ме­нов по обя­за­тель­ным пред­ме­там может быть

  • Рус­ский язык (в фор­ме ЕГЭ) или Рус­ский язык (в фор­ме ГВЭ)
  • Мате­ма­ти­ка (в фор­ме ЕГЭ базо­вый или про­филь­ный уро­вень) или Мате­ма­ти­ка (в фор­ме ГВЭ)

ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ

(в зави­си­мо­сти от выбран­но­го вуза и спе­ци­аль­но­сти)

Физи­каХимияБио­ло­гияГео­гра­фияИсто­рияОбще­ст­во­зна­ние  Инфор­ма­ти­каЛите­ра­ту­раИно­стран­ные язы­ки  

Экза­мен по ино­стран­ным язы­кам содер­жит пись­мен­ную и уст­ную части, уст­ная часть (раз­дел «Гово­ре­ние») без пись­мен­ной НЕ сда­ёт­ся

ОТ ПРОХОЖДЕНИЯ ГИА ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПРЕДМЕТУ ОСВОБОЖДАЮТСЯ: обу­ча­ю­щи­е­ся по обра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам сред­не­го обще­го обра­зо­ва­ния, явля­ю­щи­е­ся в теку­щем учеб­ном году побе­ди­те­ля­ми или при­зе­ра­ми заклю­чи­тель­но­го эта­па все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды школь­ни­ков, чле­на­ми сбор­ных команд Рос­сий­ской Феде­ра­ции, участ­во­вав­ших в меж­ду­на­род­ных олим­пи­а­дах по обще­об­ра­зо­ва­тель­ным пред­ме­там и сфор­ми­ро­ван­ных в поряд­ке, осво­бож­да­ют­ся от про­хож­де­ния ГИА по учеб­но­му пред­ме­ту, соот­вет­ству­ю­ще­му про­фи­лю все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды школь­ни­ков, меж­ду­на­род­ной олим­пи­а­ды.

ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-11

Явить­ся на пункт про­ве­де­ния экза­ме­нов (ППЭ) в 8.45 (адрес ППЭ выпуск­ник узна­ет из уве­дом­ле­ния, кото­рое выда­ет­ся в ОО) с: доку­мен­том, удо­сто­ве­ря­ю­щим лич­ность (пас­пор­том); чер­ны­ми геле­вы­ми руч­ка­ми; раз­ре­шен­ным для исполь­зо­ва­ния на экза­мене по пред­ме­ту допол­ни­тель­ным обо­ру­до­ва­ни­ем; водой и лекар­ства­ми (при необ­хо­ди­мо­сти).
Най­ти свои ФИО и номер ауди­то­рии в спис­ке рас­пре­де­ле­ния участ­ни­ков по ауди­то­ри­ям (перед вхо­дом в ППЭ)
Оста­вить лич­ные вещи (кро­ме ручек, доку­мен­та, удо­сто­ве­ря­ю­ще­го лич­ность, воды и лекарств (при необ­хо­ди­мо­сти)) в спе­ци­аль­но отве­ден­ном месте
При вхо­де в ППЭ предъ­явить орга­ни­за­то­ру доку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий лич­ность
В сопро­вож­де­нии орга­ни­за­то­ра прой­ти в ауди­то­рию и занять место стро­го в соот­вет­ствии с рас­пре­де­ле­ни­ем     Вни­ма­тель­но про­слу­шать инструк­таж в ауди­то­рии (как пра­виль­но вно­сить отве­ты в блан­ки, как испра­вить оши­боч­но вне­сен­ный ответ, какой руч­кой поль­зо­вать­ся, сколь­ко вре­ме­ни отво­дит­ся, чем мож­но поль­зо­вать­ся, когда и где мож­но будет узнать резуль­та­ты экза­ме­на, сро­ках пода­чи апел­ля­ций и т.д.
Полу­чить от орга­ни­за­то­ра в ауди­то­рии ком­плект, состо­я­щий из блан­ка реги­стра­ции, блан­ков отве­тов, зада­ний и чер­но­ви­ков (на ЕГЭ по ино­стран­ным язы­кам раз­дел «Гово­ре­ние», чер­но­ви­ки не выда­ют­ся)
По завер­ше­нии выпол­не­ния рабо­ты сдать орга­ни­за­то­ру весь ком­плект мате­ри­а­лов, поки­нуть ауди­то­рию и ППЭ

https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

При­ло­же­ние 1

Ува­жа­е­мые кол­ле­ги!

Яндекс Учеб­ник запус­ка­ет первую в Рос­сии обра­зо­ва­тель­ную плат­фор­му на базе искус­ствен­но­го интел­лек­та для под­го­тов­ки к ЕГЭ по инфор­ма­ти­ке. Все зада­ния в ней — бес­плат­ные и доступ­ны по ссыл­ке: https://education.yandex.ru/ege/go.

Плат­фор­ма назы­ва­ет­ся «ЕГЭ по инфор­ма­ти­ке с Яндекс Учеб­ни­ком» и вклю­ча­ет в себя мето­ди­че­ские мате­ри­а­лы, зада­ния по про­грам­ми­ро­ва­нию, акту­аль­ные вер­сии вари­ан­тов ЕГЭ по пред­ме­ту и помощ­ни­ка на базе искус­ствен­но­го интел­лек­та (ИИ-помощ­ни­ка). С помо­щью плат­фор­мы школь­ни­ки смо­гут гото­вить­ся к экза­ме­ну по инфор­ма­ти­ке в сво­ём тем­пе, исполь­зо­вать объ­яс­не­ния ней­ро­се­ти, вспо­мо­га­тель­ные мате­ри­а­лы от мето­ди­стов Яндекс Учеб­ни­ка, встро­ен­ный редак­тор кода и акту­аль­ные зада­ния от ФИПИ и веду­щих авто­ров. Дети так­же смо­гут про­ве­рить свою готов­ность к ЕГЭ: потре­ни­ро­вать­ся решать вари­ан­ты в усло­ви­ях, при­бли­жен­ных к реаль­но­му экза­ме­ну.

Сер­вис под­хо­дит как для заня­тий в шко­ле и с репе­ти­то­ром, так и для само­сто­я­тель­ной под­го­тов­ки к выпуск­ным экза­ме­нам.

ЕГЭ по инфор­ма­ти­ке с Яндекс Учеб­ни­ком — это:

  1. Кон­тент — тео­рия, зада­чи по про­грам­ми­ро­ва­нию и акту­аль­ные проб­ные вари­ан­ты ЕГЭ, кото­рые были собра­ны и раз­ра­бо­та­ны мето­ди­ста­ми Яндек­са и веду­щи­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми инфор­ма­ти­ки. На плат­фор­ме пред­став­ле­но более 500 зада­ний, они раз­би­ты по типам, слож­но­сти и по номе­рам.

  2. ИИ-помощ­ник на базе искус­ствен­но­го интел­лек­та, кото­рый по запро­су уче­ни­ков объ­яс­нит незна­ко­мый тер­мин, а так­же выдаст под­го­тов­лен­ные мето­ди­ста­ми Яндекс Учеб­ни­ка объ­яс­не­ния логи­ки реше­ния зада­ний и необ­хо­ди­мую тео­рию в виде видео­ро­ли­ков. ИИ-помощ­ник не предо­став­ля­ет гото­вые отве­ты, а моти­ви­ру­ет уче­ни­ков нахо­дить их само­сто­я­тель­но.

На плат­фор­ме так­же есть встро­ен­ный редак­тор кода. Теперь уче­ни­кам не при­дёт­ся откры­вать несколь­ко вкла­док и пере­ме­щать­ся меж­ду ними, что­бы решать зада­ния по про­грам­ми­ро­ва­нию.

ИИ-помощ­ник раз­ра­бо­та­ли веду­щие спе­ци­а­ли­сты Яндек­са и учи­те­ля инфор­ма­ти­ки, кото­рые тре­ни­ро­ва­ли ней­ро­сеть — отве­ча­ли на десят­ки тысяч вопро­сов по пред­ме­ту. Ней­ро­сеть обу­ча­лась рас­по­зна­вать невер­ные реше­ния на отве­тах школь­ни­ков, кото­рые так­же помо­га­ли её тре­ни­ро­вать.

В даль­ней­шем ИИ-помощ­ник смо­жет ана­ли­зи­ро­вать реше­ния школь­ни­ков, опре­де­лять, на какие темы уче­ни­ку нуж­но обра­тить боль­ше вни­ма­ния, и реко­мен­до­вать ему пер­со­наль­но подо­бран­ные зада­ния. А ещё — помо­жет разо­брать син­так­си­че­ские ошиб­ки в про­грам­ми­ро­ва­нии, то есть най­ти и объ­яс­нить кон­крет­ные стро­ки, из-за кото­рых не рабо­та­ет код. В пла­нах — научить ней­ро­сеть опре­де­лять логи­че­ские ошиб­ки в коде — напри­мер, непра­виль­ные алго­рит­мы, исполь­зо­ва­ния усло­вий, поря­док опе­ра­ции и т. д.

Что­бы начать гото­вить­ся к ЕГЭ по инфор­ма­ти­ке с Яндекс Учеб­ни­ком, школь­ни­ку нуж­но:

  1. Перей­ти по ссыл­ке clck.ru/36DWxV и авто­ри­зо­вать­ся с помо­щью Яндекс ID
  2. В бло­ке «Решать зада­ния с ИИ-помощ­ни­ком» выбрать тему зада­ния и нажать кноп­ку «Решать»
  3. Нажать на кноп­ку «</> Редак­тор», что­бы вызвать редак­тор кода
  4. Перей­ти в блок «Решать вари­ан­ты, как на экза­мене», что­бы про­ве­рить свои зна­ния без под­ска­зок ИИ-помощ­ни­ка
  5. Если воз­ник­ли труд­но­сти, обра­тить­ся в чат под­держ­ки — он нахо­дит­ся вни­зу спра­ва

Отска­ни­руй­те QR-код, что­бы перей­ти на сайт про­ек­та ЕГЭ по инфор­ма­ти­ке от Яндекс Учеб­ни­ка:

Изображение выглядит как Графика, графический дизайн, шаблон, Шрифт

Автоматически созданное описание

С пол­ным паке­том доку­мен­тов мож­но озна­ко­мить­ся по ссыл­ке: https://disk.yandex.ru/d/fKZPNwHUaDLMIQ

Про­сим вас про­ин­фор­ми­ро­вать учи­те­лей инфор­ма­ти­ки и стар­ше­класс­ни­ков о запус­ке бес­плат­но­го сер­ви­са для под­го­тов­ки к ЕГЭ по инфор­ма­ти­ке и реко­мен­до­вать исполь­зо­вать его в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се, а так­же раз­ме­стить инфор­ма­цию на инфор­ма­ци­он­ных ресур­сах.

При­е­мы рабо­ты с высо­ко­мо­ти­ви­ро­ван­ны­ми и низ­ко­мо­ти­ви­ро­ван­ны­ми уче­ни­ка­ми

Кла­сте­ри­за­ция
Кла­стер – это объ­еди­не­ние несколь­ких одно­род­ных эле­мен­тов. Что­бы понять, что напи­сать в сочи­не­нии, нач­ни­те рабо­ту с опре­де­ле­ния клю­че­вых слов темы. Запи­ши­те клю­че­вые сло­ва по выбран­ной вами теме. Затем объ­еди­ни­те клю­че­вые сло­ва в груп­пы – кла­сте­ры.
Днев­ник памя­ти
Исполь­зуй­те этот при­ем, что­бы изба­вить­ся от бояз­ни чисто­го листа. Быва­ет слож­но начать рабо­ту, когда ваш лист для запи­си чист. Поэто­му нач­ни­те рабо­ту с созда­ния «днев­ни­ка памя­ти». Запи­ши­те все, что при­дет вам в голо­ву по теме: ассо­ци­а­ции, цита­ты, клю­че­вые сло­ва, свои мыс­ли.
Этот при­ем отли­ча­ет­ся от кла­сте­ри­за­ции тем, что поз­во­ля­ет сра­зу начать рабо­ту и не кон­цен­три­ро­вать­ся на выде­ле­нии клю­че­вых слов. Когда вы созда­ди­те «днев­ник памя­ти» по теме, вы пой­ме­те, доста­точ­но ли у вас мате­ри­а­ла, что­бы напи­сать сочи­не­ние по выбран­ной теме.
Пишу то, что точ­но знаю
Когда рабо­та­е­те над сочи­не­ни­ем, вклю­чай­те в него толь­ко ту инфор­ма­цию, в кото­рой уве­ре­ны. Исполь­зуй­те для аргу­мен­та­ции тек­сты тех про­из­ве­де­ний, кото­рые чита­ли сами. Не пола­гай­тесь на пере­ска­зы и крат­кие опи­са­ния из интер­не­та: в них часто встре­ча­ют­ся ошиб­ки.
Если вы при­во­ди­те в сочи­не­нии цита­ту, но сомне­ва­е­тесь в ее точ­но­сти, исполь­зуй­те кос­вен­ную речь.
Выде­ле­ние в тек­сте
Обве­ди­те все зна­ки пре­пи­на­ния в тек­сте. Визу­аль­но оце­ни­те текст. Если вы види­те круп­ный отре­зок тек­ста, в кото­ром нет ни одно­го зна­ка, – это повод заду­мать­ся и пере­про­ве­рить рас­ста­нов­ку зна­ков пре­пи­на­ния.
Под­черк­ни­те в тек­сте все длин­ные сло­ва. Дли­ну оце­ни­вай­те визу­аль­но. Про­верь­те, пра­виль­но ли напи­са­ны под­черк­ну­тые сло­ва.


«При­е­мы рабо­ты над ито­го­вым сочи­не­ни­ем для низ­ко­мо­ти­ви­ро­ван­ных уче­ни­ков»
© Мате­ри­ал из Спра­воч­ной систе­мы «Завуч».
Подроб­нее: https://1zavuch.ru/#/document/16/101284/dfasy70cxf/?of=copy-64fb9bfc17


7 упражнений, чтобы избежать логических и композиционных ошибок в сочинении


1. Сформулировать главную мысль сочинения

Это упраж­не­ние мож­но исполь­зо­вать как раз­мин­ку или пяти­ми­нут­ку в ком­плек­се с дру­ги­ми упраж­не­ни­я­ми. Пред­ло­жи­те выпуск­ни­кам несколь­ко про­блем­ных тем сочи­не­ния. Школь­ни­ки долж­ны сфор­му­ли­ро­вать глав­ную мысль сочи­не­ния, кото­рую они мог­ли бы напи­сать по этой теме.

2. Определить 1–2 проблемы сочинения

Уче­ни­ки фор­му­ли­ру­ют 1–2 про­бле­мы по теме сочи­не­ния, кото­рую назы­ва­ет педа­гог. Это тези­сы, кото­рые выпуск­ни­ки долж­ны дока­зы­вать в основ­ной части сочи­не­ния. Так школь­ни­ки научат­ся писать вступ­ле­ние к сочи­не­нию.

3. Подобрать к тезисам несколько аргументов и примеров

Это упраж­не­ние мож­но исполь­зо­вать в двух вари­ан­тах: уче­ни­ки сами фор­му­ли­ру­ют тези­сы сочи­не­ния по про­блем­ной теме или под­би­ра­ют аргу­мен­ты и при­ме­ры к тези­сам, кото­рые зара­нее под­го­то­вил учи­тель. В пер­вом слу­чае школь­ни­ки научат­ся фор­му­ли­ро­вать и аргу­мен­ти­ро­вать свои мыс­ли. Во вто­ром – под­би­рать умест­ный мате­ри­ал для аргу­мен­та­ции.

4. Найти логические ошибки в тексте сочинения

Исполь­зуй­те гото­вые тек­сты сочи­не­ний про­шлых лет. Попро­си­те выпуск­ни­ков най­ти логи­че­ские ошиб­ки и несо­от­вет­ствия в них. Пред­ло­жи­те реше­ния, как мож­но испра­вить эти ошиб­ки.

5. Сопоставить вступление и заключение в одной работе

После тре­ни­ро­воч­но­го сочи­не­ния про­ве­ди­те рабо­ту в парах. Пред­ло­жи­те школь­ни­кам про­ана­ли­зи­ро­вать вступ­ле­ния и заклю­че­ния сочи­не­ний друг дру­га. Уче­ни­ки долж­ны най­ти смыс­ло­вые свя­зи и сде­лать вывод о том, соот­вет­ству­ет ли вступ­ле­ние заклю­че­нию.

6. Сопоставить композиционные части разных работ

Пред­ло­жи­те школь­ни­кам про­ана­ли­зи­ро­вать два вступ­ле­ния или два заклю­че­ния раз­ных работ, кото­рые напи­са­ны на одну и ту же тему. Уче­ни­ки сопо­ста­вят рабо­ты, выде­лят сла­бые и силь­ные сто­ро­ны. По ито­гам рабо­ты вме­сте с выпуск­ни­ка­ми составь­те реко­мен­да­ции по напи­са­нию всту­пи­тель­ной и заклю­чи­тель­ной частей сочи­не­ния.

7. Оценить соразмерность частей сочинения

Что­бы научить­ся кри­ти­че­ски оце­ни­вать свои рабо­ты, уче­ни­кам луч­ше начать с ана­ли­за работ выпуск­ни­ков про­шлых лет. Пред­ло­жи­те школь­ни­кам оце­нить ком­по­зи­цию заве­до­мо сла­бо­го сочи­не­ния. Вме­сте раз­бе­ри­те, что автор сде­лал непра­виль­но, как улуч­шить рабо­ту. Затем школь­ни­ки редак­ти­ру­ют исход­ное сочи­не­ние.

8 упраж­не­ний, что­бы научить выпуск­ни­ков вклю­чать лите­ра­тур­ный мате­ри­ал в сочи­не­ние

1. Включить в пересказ комментарий и оценку

Уче­ни­кам раз­дай­те исход­ные тек­сты-пере­ска­зы эпи­зо­дов про­из­ве­де­ний школь­ной про­грам­мы. Попро­си­те их допол­нить пере­ска­зы ком­мен­та­ри­я­ми или оцен­кой поступ­ков геро­ев. Это упраж­не­ние мож­но исполь­зо­вать как уст­ную раз­мин­ку.

2. Сформулировать несколько аргументов и подкрепить их литературными примерами

Пред­ло­жи­те уче­ни­кам про­блем­ную тему. Они долж­ны сфор­му­ли­ро­вать основ­ную мысль сочи­не­ния и при­ве­сти 2–3 аргу­мен­та, что­бы ее дока­зать. К каж­до­му аргу­мен­ту выпуск­ни­ки под­би­ра­ют при­ме­ры из лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Это упраж­не­ние мож­но исполь­зо­вать для пар­ной рабо­ты, что­бы школь­ни­ки мог­ли срав­нить и оце­нить аргу­мен­та­цию друг дру­га.

3. Исключить из сочинения лишние литературные примеры

Для это­го упраж­не­ния нуж­но под­го­то­вить тек­сты неудач­ных сочи­не­ний с отступ­ле­ни­я­ми от темы. Выпуск­ни­кам пред­ло­жи­те исклю­чить из тек­стов при­ме­ры, кото­рые не соот­вет­ству­ют теме.

4. Исправить неудачные литературные примеры

Это упраж­не­ние мож­но исполь­зо­вать в ком­плек­се с упраж­не­ни­ем 1. Пред­ло­жи­те школь­ни­кам пре­об­ра­зо­вать при­ме­ры из лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Напри­мер, заме­нить пере­чис­ле­ние про­из­ве­де­ний и пере­сказ ком­мен­та­ри­ем, обра­тить­ся к про­бле­ма­ти­ке про­из­ве­де­ния, систе­ме пер­со­на­жей и др.

5. Определить, соответствуют ли литературные примеры тезисам и аргументам сочинения

Пред­ло­жи­те выпуск­ни­кам про­ве­сти уст­ный или пись­мен­ный ана­лиз гото­во­го сочи­не­ния. Школь­ни­ки оце­нят при­ме­ры, кото­рые исполь­зо­вал автор, на умест­ность и соот­вет­ствие теме и аргу­мен­там. Это помо­жет раз­вить кри­ти­че­ское мыш­ле­ние и более осо­знан­но подой­ти к соб­ствен­ным рабо­там.

6. Аргументировать тезис с помощью характеристики литературного героя

Школь­ни­кам слож­но интер­пре­ти­ро­вать поступ­ки геро­ев худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний и исполь­зо­вать харак­те­ри­сти­ки для аргу­мен­та­ции. Раз­бе­ри­те удач­ные при­ме­ры из сочи­не­ний преды­ду­щих лет. Пред­ло­жи­те выпуск­ни­кам само­сто­я­тель­но аргу­мен­ти­ро­вать тезис с при­вле­че­ни­ем харак­те­ри­сти­ки героя под­хо­дя­ще­го про­из­ве­де­ния.

7. Сопоставить героев или эпизоды двух произведений, чтобы доказать или опровергнуть тезис

Выпуск­ни­ки, кото­рые исполь­зу­ют в сочи­не­ни­ях два и более при­ме­ров из лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, часто рас­суж­да­ют о геро­ях или эпи­зо­дах изо­ли­ро­ван­но. Что­бы научить школь­ни­ков исполь­зо­вать при­ем сопо­став­ле­ния как спо­соб вклю­че­ния лите­ра­тур­но­го мате­ри­а­ла в сочи­не­ние, пред­ло­жи­те им упраж­не­ние. Обра­ти­те вни­ма­ние на то, как под­би­рать мате­ри­ал. Нуж­но най­ти и обо­зна­чить осно­ва­ния для срав­не­ния. Для это­го луч­ше выби­рать про­из­ве­де­ния, в кото­рых геро­ев или сюжет­ные ходы лег­ко сопо­ста­вить по сход­ству или раз­ли­чию в ракур­се темы сочи­не­ния.

8. Исправить фактические ошибки

Пред­ло­жи­те выпуск­ни­кам текст с ошиб­ка­ми в назва­ни­ях книг, ука­за­нии имен, фами­лий, ини­ци­а­лов писа­те­лей и лите­ра­тур­ных геро­ев, пере­ска­зе содер­жа­ния и дру­ги­ми фак­ти­че­ски­ми

ребо­ва­ния и кри­те­рии для ито­го­во­го сочи­не­ни­я­Ти­пич­ные ошиб­ки­Пу­ти предот­вра­ще­нияТре­бо­ва­ния и кри­те­рии для ито­го­во­го сочи­не­ни­я­Ти­пич­ные ошиб­ки­Пу­ти предот­вра­ще­ния

Тре­бо­ва­ние 1.

Объ­ем ито­го­во­го сочи­не­ния

Выпуск­ни­ки при­ме­ня­ют спо­со­бы искус­ствен­но­го уве­ли­че­ния тек­ста:

  • мно­го­крат­но повто­ря­ют в нача­ле рабо­ты тему в раз­ных рече­вых кон­струк­ци­ях;
  • пишут пол­но­стью име­на и отче­ства писа­те­лей, неред­ко допус­кая при этом фак­ти­че­ские ошиб­ки;
  • вклю­ча­ют афо­риз­мы, не соот­вет­ству­ю­щие теме и без при­вяз­ки к ней;
  • вме­сто глу­бо­ко­го ана­ли­за одно­го тек­ста обра­ща­ют­ся ко вто­ро­му, тре­тье­му и даже чет­вер­то­му про­из­ве­де­нию, зная их при­бли­зи­тель­но, и пред­ла­га­ют в сочи­не­нии крат­кий и – реже – раз­вер­ну­тый пере­сказ несколь­ких про­из­ве­де­ний без соб­ствен­но­го ком­мен­та­рия;
  • про­став­ля­ют в кон­це рабо­ты завы­шен­ное коли­че­ство слов, кото­рое экс­пер­ты не пере­про­ве­ря­ют

Пре­ду­пре­дить выпуск­ни­ков, что искус­ствен­ное уве­ли­че­ние объ­е­ма может при­ве­сти к «неза­че­ту» по тре­бо­ва­нию № 1

Тре­бо­ва­ние 2.

Само­сто­я­тель­ность напи­са­ния ито­го­во­го сочи­не­ния

Выпуск­ни­ки допус­ка­ют сле­ду­ю­щие ошиб­ки:

  • вос­про­из­ве­де­ние (часто с неболь­ши­ми изме­не­ни­я­ми) чужо­го тек­ста или сочи­не­ния – обыч­но без уче­та ракур­са темы или заим­ство­ва­ние сочи­не­ния из интер­не­та, когда текст выучен наизусть или изме­нен мини­маль­но;
  • пере­ра­бот­ка «чужо­го» тек­ста или созда­ние ком­пи­ля­ции из раз­ных источ­ни­ков – часто с ошиб­ка­ми и иска­же­ни­я­ми, так как выпуск­ник обла­да­ет нераз­ви­той речью

Пре­ду­пре­дить выпуск­ни­ков, что заим­ство­ва­ние чужо­го тек­ста может при­ве­сти к «неза­че­ту» по тре­бо­ва­нию № 2.

Научить заим­ство­вать не тек­сты, а мыс­ли, фор­му­ли­руя соб­ствен­ную пози­цию, и сво­и­ми сло­ва­ми изла­гать чужую точ­ку зре­ния, ссы­ла­ясь на ее авто­ра

Кри­те­рий 1.

Соот­вет­ствие теме

– Неуме­ние ана­ли­зи­ро­вать фор­му­ли­ров­ку темы и опре­де­лять ракурс ее рас­кры­тия;

– непо­ни­ма­ние смыс­ла фило­соф­ских, нрав­ствен­но-эти­че­ских, соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских поня­тий, в том чис­ле исполь­зо­ван­ных в фор­му­ли­ров­ке темы;

– неуме­ние фор­му­ли­ро­вать глав­ную мысль сочи­не­ния, содер­жа­щую в свер­ну­том виде ответ на вопрос темы;

– под­ме­на глав­ной мыс­ли общи­ми утвер­жде­ни­я­ми, не про­яс­ня­ю­щи­ми суть про­блем­но­го вопро­са;

– повто­ре­ние (почти дослов­ное) в пер­вой части сочи­не­ния ком­мен­та­рия к откры­тым тема­ти­че­ским направ­ле­ни­ям;

– исполь­зо­ва­ние заго­тов­лен­ных фраз, зара­нее оправ­ды­ва­ю­щих отсут­ствие в сочи­не­нии кон­крет­но­го отве­та на вопрос темы;

– созда­ние иллю­зии отве­та на вопрос темы с помо­щью слов «пото­му что», «ведь», в то вре­мя как ход даль­ней­ших рас­суж­де­ний вос­про­из­во­дит домаш­нюю заго­тов­ку, не свя­зан­ную по смыс­лу с вопро­сом темы;

– неоправ­дан­ное рас­ши­ре­ние темы до уров­ня тема­ти­че­ско­го направ­ле­ния (в несколь­ких рабо­тах выпуск­ни­ки даже ука­за­ли тема­ти­че­ское направ­ле­ние вме­сто темы);

– исполь­зо­ва­ние домаш­ней заго­тов­ки по тема­ти­че­ско­му направ­ле­нию без вся­кой ее кор­рек­ти­ров­ки с уче­том ракур­са, задан­но­го кон­крет­ной темой;

– неудач­ные попыт­ки при­спо­со­бить зара­нее сде­лан­ные заго­тов­ки к пред­ло­жен­ной теме;

– неуме­ние после­до­ва­тель­но дока­зы­вать глав­ную мысль на про­тя­же­нии сочи­не­ния;

– нераз­ви­тость уме­ния созда­вать под­лин­ный текст, име­ю­щий автор­ский замы­сел и наце­лен­ный на выра­же­ние сво­ей пози­ции по постав­лен­но­му в теме вопро­су; его под­ме­на псев­до­тек­стом, скон­стру­и­ро­ван­ным на осно­ве фор­маль­но свя­зан­ных кли­ши­ро­ван­ных эле­мен­тов;

– излиш­няя кате­го­рич­ность, необос­но­ван­ная пря­мо­ли­ней­ность суж­де­ний;

– необос­но­ван­ное исполь­зо­ва­ние сте­рео­тип­ных тези­сов, содер­жа­тель­но обед­ня­ю­щих рас­суж­де­ние;

– отсут­ствие куль­ту­ры автор­ства по отно­ше­нию к чужим иде­ям и тек­стам;

– нали­чие фак­ти­че­ских оши­бок раз­ных типов, свя­зан­ных с пло­хим зна­ни­ем худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, узким кру­го­зо­ром и непо­ни­ма­ни­ем эпо­хи, о кото­рой пишет выпуск­ник;

– неуме­ние осмыс­ли­вать про­бле­му мно­го­ас­пект­но;

– неспо­соб­ность рас­суж­дать по пред­ло­жен­ной про­бле­ме;

– неуме­ние под­твер­ждать тези­сы дока­за­тель­ства­ми;

– отсут­ствие инди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да к рас­кры­тию темы;

– под­ме­на рас­суж­де­ния дема­го­ги­че­ски­ми рас­суж­де­ни­я­ми

– Научить выби­рать тему, где понят­на про­бле­ма и зна­ком мате­ри­ал для при­ме­ров при аргу­мен­та­ции;

– нахо­дить в теме клю­че­вые сло­ва, сужа­ю­щие тему до задан­но­го аспек­та рас­суж­де­ния;

– учить­ся давать крат­кий ответ на вопрос и раз­вер­ну­то его обос­но­вы­вать;

– при под­го­тов­ке к пись­мен­ной рабо­те обра­щать­ся к сло­ва­рям для уяс­не­ния смыс­ла абстракт­ных поня­тий;

– писать сочи­не­ние с уче­том ракур­са темы, а не по домаш­ней заго­тов­ке под откры­тое направ­ле­ние;

– уметь фор­му­ли­ро­вать глав­ную мысль рабо­ты и дока­зы­вать ее в ходе рас­кры­тия темы, под­твер­ждая тези­сы аргу­мен­та­ми и при­ме­ра­ми

Кри­те­рий 2.

Аргу­мен­та­ция. При­вле­че­ние лите­ра­тур­но­го мате­ри­а­ла

– Узкий чита­тель­ский кру­го­зор выпуск­ни­ка, незна­ние им про­грамм­ных худо­же­ствен­ных тек­стов из кур­са рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры;

– фор­маль­ное при­вле­че­ние для аргу­мен­та­ции лите­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния (кни­га толь­ко назва­на, и выпуск­ник, зна­ю­щий ее содер­жа­ние поверх­ност­но, запол­ня­ет свое сочи­не­ние общи­ми сло­ва­ми и фра­за­ми);

– неуме­ние пере­ра­ба­ты­вать в соот­вет­ствии с ракур­сом темы и осо­бен­но­стя­ми сво­е­го рас­суж­де­ния выучен­ные зара­нее при­ме­ры к откры­то­му тема­ти­че­ско­му направ­ле­нию;

– неудач­ный под­бор лите­ра­тур­но­го мате­ри­а­ла для аргу­мен­та­ции, неуме­ние исполь­зо­вать лите­ра­тур­ные при­ме­ры для постро­е­ния аргу­мен­та; пере­сказ содер­жа­ния кни­ги без убе­ди­тель­ной аргу­мен­та­ции и ком­мен­та­ри­ев, несо­от­вет­ствие при­ве­ден­ных при­ме­ров выдви­ну­тым тези­сам и аргу­мен­там; отсут­ствие куль­ту­ры цити­ро­ва­ния;

– при­ми­тив­ное пони­ма­ние худо­же­ствен­но­го тек­ста, вуль­гар­ное тол­ко­ва­ние про­из­ве­де­ний или обра­зов геро­ев; непо­ни­ма­ние автор­ской пози­ции;

– отсут­ствие выра­жен­но­го инте­ре­са к поэ­зии, а так­же к днев­ни­кам, пуб­ли­ци­сти­ке, мему­а­рам и фольк­лор­ным жан­рам и неис­поль­зо­ва­ние их в каче­стве при­ме­ров;

– нали­чие фак­ти­че­ских недо­че­тов раз­ных типов, гру­бых фак­ти­че­ских оши­бок, свя­зан­ных с пло­хим зна­ни­ем худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, узким кру­го­зо­ром и непо­ни­ма­ни­ем эпо­хи, о кото­рой пишет автор сочи­не­ния

– Рас­ши­ре­ние куль­тур­но­го кру­го­зо­ра;

– овла­де­ние раз­ны­ми спо­со­ба­ми при­вле­че­ния необ­хо­ди­мо­го мате­ри­а­ла:

  • ком­мен­ти­ро­ван­ный пере­сказ;
  • акту­а­ли­за­ция про­бле­ма­ти­ки;
  • аспект­ная харак­те­ри­сти­ка про­бле­мы, явле­ния, пер­со­на­жа, фак­та, тек­ста и т. п.;

– сопо­став­ле­ние про­блем, явле­ний, пер­со­на­жей, тек­стов, фак­тов и т. п.;

– пре­ду­пре­жде­ние фак­ти­че­ских оши­бок, про­вер­ка фак­ти­че­ской инфор­ма­ции по тек­стам, спра­воч­ни­кам и энцик­ло­пе­ди­ям

Кри­те­рий 3.

Ком­по­зи­ция и логи­ка рас­суж­де­ния

– Отсут­ствие вступ­ле­ния или заклю­че­ния;

– во вступ­ле­нии (или заклю­че­нии) отра­жа­ет­ся непо­ни­ма­ние авто­ром сочи­не­ния смыс­ла темы;

– содер­жа­ние вступ­ле­ния (или заклю­че­ния) не соот­но­сит­ся с про­бле­мой, кото­рая будет решать­ся в основ­ной части;

– отсут­ствие во вступ­ле­нии тези­са, кото­рый будет дока­зы­вать­ся на кон­крет­ном лите­ра­тур­ном мате­ри­а­ле в основ­ной части;

– чрез­мер­но длин­ное вступ­ле­ние (или заклю­че­ние), что сви­де­тель­ству­ет о неуме­нии выпуск­ни­ка лако­нич­но фор­му­ли­ро­вать глав­ную мысль сочи­не­ния; это нару­ше­ние зако­но­мер­но вызы­ва­ет иска­же­ние ком­по­зи­ции всей рабо­ты, посколь­ку при­во­дит к несо­раз­мер­но­сти объ­е­ма вступ­ле­ния и осталь­но­го сочи­не­ния;

– нали­чие во вступ­ле­нии (или заклю­че­нии) избы­точ­ной инфор­ма­ции;

– отсут­ствие содер­жа­тель­ных свя­зей меж­ду вступ­ле­ни­ем и основ­ной частью рабо­ты, меж­ду вступ­ле­ни­ем и заклю­че­ни­ем, меж­ду основ­ной частью сочи­не­ния и заклю­че­ни­ем;

– дис­про­пор­ции в объ­е­ме смыс­ло­вых частей рабо­ты; несо­от­вет­ствие меж­ду объ­е­ма­ми вступ­ле­ния, основ­ной части и заклю­че­ния;

– неуме­ние стро­го сле­до­вать теме сочи­не­ния в ходе рас­суж­де­ния;

– несо­раз­мер­ность объ­е­ма сво­е­го раз­мыш­ле­ния и аргумента(ов);

– отсут­ствие мик­ро­вы­во­да (сен­тен­ции) после при­ме­ра;

– содер­жа­тель­ное несо­от­вет­ствие сен­тен­ции и при­ме­ра;

– неуме­ние выпуск­ни­ка раз­гра­ни­чить вступ­ле­ние и основ­ную часть;

– сла­бость дока­за­тель­ной базы в основ­ной части сочи­не­ния и ее недо­ста­точ­ность для убе­ди­тель­ной аргу­мен­та­ции;

– нали­чие аргу­мен­тов, при­во­дя­щих к отступ­ле­нию от темы, не соот­вет­ству­ю­щих дока­зы­ва­е­мым тези­сам;

– несо­от­вет­ствие аргу­мен­тов и при­ме­ров выдви­ну­тым тези­сам;

– нераз­ли­че­ние поня­тий «при­мер» и «аргу­мент» и неуме­ние стро­ить аргу­мент с при­вле­че­ни­ем лите­ра­тур­но­го при­ме­ра, фор­му­ли­ро­вать на осно­ве при­ме­ра мик­ро­вы­вод, содер­жа­тель­ное несо­от­вет­ствие аргу­мен­та и при­ме­ра

– Научить­ся фор­му­ли­ро­вать глав­ную мысль сочи­не­ния и решать про­бле­мы, постав­лен­ные во вступ­ле­нии;

– тре­ни­ро­вать­ся в фор­му­ли­ров­ке тези­сов основ­ной части, под­бо­ре аргу­мен­тов и при­ме­ров и созда­нии логи­че­ских пере­хо­дов меж­ду смыс­ло­вы­ми частя­ми;

– сопо­став­лять вступ­ле­ние и заклю­че­ние и при­во­дить их в соот­вет­ствие;

– соблю­дать сораз­мер­ность частей сочи­не­ния

Кри­те­рий 4.

Каче­ство пись­мен­ной речи

– Немо­ти­ви­ро­ван­ное повто­ре­ние в узком кон­тек­сте одно­го и того же сло­ва или одно­ко­рен­ных слов; рече­вые повто­ры, то есть повто­ре­ние или двой­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов или сино­ни­мов без оправ­дан­ной необ­хо­ди­мо­сти (тав­то­ло­гия);

– неточ­ное сло­во­упо­треб­ле­ние (часто по при­чине незна­ния лек­си­че­ско­го зна­че­ния сло­ва или реа­лии, наиме­но­ва­ни­ем кото­рой явля­ет­ся сло­во), как след­ствие – нару­ше­ние лек­си­че­ской соче­та­е­мо­сти;

– ошиб­ки в постро­е­нии и упо­треб­ле­нии фра­зео­ло­ги­че­ских обо­ро­тов;

– исполь­зо­ва­ние плео­назмов;

– неумест­ное исполь­зо­ва­ние эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ных слов и син­так­си­че­ских кон­струк­ций;

– необос­но­ван­ный про­пуск сло­ва;

– поря­док слов, при­во­дя­щий к неод­но­знач­но­му пони­ма­нию пред­ло­же­ния;

– искус­ствен­ное усе­че­ние слов (быто­про­бле­мы, само­вы­бор);

– созда­ние окка­зи­о­на­лиз­мов (при­су­ще­ствен­но, само­руч­но, само­до­сто­ин­ство);

– сти­ли­сти­че­ски немо­ти­ви­ро­ван­ное упо­треб­ле­ние гла­голь­ной связ­ки «есть» (это не есть хоро­шо);

– ошиб­ки в упо­треб­ле­нии лич­ных место­име­ний;

– логи­че­ские ошиб­ки, состо­я­щие в иска­же­нии при­чин­но-след­ствен­ных отно­ше­ний и свя­зей явле­ний;

– неуме­ние вер­ба­ли­зо­вать чув­ства, най­ти точ­ный сло­вес­ный экви­ва­лент для харак­те­ри­сти­ки эмо­ций, состо­я­ний, пере­жи­ва­ний (сво­их, дру­гих людей или лите­ра­тур­ных геро­ев);

– исполь­зо­ва­ние кан­це­ля­ри­та;

– немо­ти­ви­ро­ван­ное исполь­зо­ва­ние раз­го­вор­ной лек­си­ки, про­сто­ре­чий и вуль­га­риз­мов;

– ошиб­ки мыш­ле­ния и ошиб­ки ком­му­ни­ка­ции (сви­де­тель­ству­ют о недо­ста­точ­ном уровне мыс­ли­тель­но-рече­во­го и ком­му­ни­ка­тив­но­го раз­ви­тия выпуск­ни­ков)

– Научить соблю­дать функ­ци­о­наль­но-сти­ле­вую целост­ность сочи­не­ния;

– научить редак­ти­ро­вать текст соб­ствен­но­го выска­зы­ва­ния, то есть выде­лять абза­цы, уда­лять повто­ры, вклю­чать пере­хо­ды меж­ду смыс­ло­вы­ми частя­ми; исправ­лять все виды рече­вых оши­бок

Кри­те­рий 5.

Гра­мот­ность

Ошиб­ки в орфо­грам­мах:

  • пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в корне, про­ве­ря­е­мых уда­ре­ни­ем;
  • пра­во­пи­са­ние сло­вар­ных слов;
  • пра­во­пи­са­ние окон­ча­ний и суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных и гла­го­лов;
  • пра­во­пи­са­ние наре­чий; слит­ное и раз­дель­ное пра­во­пи­са­ние частиц «не» и «ни»;
  • пра­во­пи­са­ние «н‑нн» в крат­ких при­ча­сти­ях, при­ла­га­тель­ных и наре­чи­ях;
  • пра­во­пи­са­ние при­ста­вок, слит­ное, раз­дель­ное или дефис­ное напи­са­ние сло­ва.

Пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки;

  • при поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния;
  • при поста­нов­ке зна­ков, отде­ля­ю­щих и выде­ля­ю­щих про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­ных раз­ных видов;
  • при поста­нов­ке тире в про­стом пред­ло­же­нии;
  • при поста­нов­ке запя­той на сты­ке сою­зов и запя­тых при выде­ле­нии при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния в соста­ве глав­но­го;
  • при исполь­зо­ва­нии ввод­ных слов (ввод­ных кон­струк­ций), в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, при срав­ни­тель­ном обо­ро­те;
  • при поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния при пря­мой речи и вве­де­нии цита­ты в пред­ло­же­ние.

Грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки:

  • наи­боль­шее коли­че­ство грам­ма­ти­че­ских оши­бок свя­за­но с нару­ше­ни­ем согла­со­ва­ния и – осо­бен­но – управ­ле­ния;
  • при постро­е­нии пред­ло­же­ния с дее­при­част­ным обо­ро­том;
  • при упо­треб­ле­нии место­име­ний, наре­чий и частиц;
  • при исполь­зо­ва­нии место­име­ний;
  • оши­боч­ное сло­во- и фор­мо­об­ра­зо­ва­ние;
  • избы­точ­ное, невер­ное или недо­ста­точ­ное исполь­зо­ва­ние пред­ло­гов при свя­зи «управ­ле­ние» («откры­тым к людям»);
  • непра­виль­ное сло­во­об­ра­зо­ва­ние; нару­ше­ние видо­вре­мен­ной соот­не­сен­но­сти гла­голь­ных форм;
  • нару­ше­ние свя­зи меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым;
  • ошиб­ки в постро­е­нии пред­ло­же­ний (с дее­при­част­ны­ми и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, с одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, невер­ный поря­док слов и др.)4
  • нару­ше­ние пра­вил грам­ма­ти­ки, кото­рое воз­ни­ка­ет под вли­я­ни­ем про­сто­ре­чия и диа­лек­тов.

Мор­фо­ло­ги­че­ские ошиб­ки:

  • оши­боч­ное сло­во­об­ра­зо­ва­ние («чело­ве­ко­не­на­вист­ную тео­рию»);
  • оши­боч­ное фор­мо­об­ра­зо­ва­ние («живет более насы­щен­нее»)

Исправ­лять ошиб­ки в любой пись­мен­ной рабо­те обу


«Типич­ные ошиб­ки в пись­мен­ных рабо­тах уче­ни­ков и пути их предот­вра­ще­ния перед ито­го­вым сочи­не­нии. Зада­ча уче­ни­ков – най­ти и испра­вить эти ошиб­ки.