Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года
https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
Приложение 1
Уважаемые коллеги!
Яндекс Учебник запускает первую в России образовательную платформу на базе искусственного интеллекта для подготовки к ЕГЭ по информатике. Все задания в ней — бесплатные и доступны по ссылке: https://education.yandex.ru/ege/go.
Платформа называется «ЕГЭ по информатике с Яндекс Учебником» и включает в себя методические материалы, задания по программированию, актуальные версии вариантов ЕГЭ по предмету и помощника на базе искусственного интеллекта (ИИ-помощника). С помощью платформы школьники смогут готовиться к экзамену по информатике в своём темпе, использовать объяснения нейросети, вспомогательные материалы от методистов Яндекс Учебника, встроенный редактор кода и актуальные задания от ФИПИ и ведущих авторов. Дети также смогут проверить свою готовность к ЕГЭ: потренироваться решать варианты в условиях, приближенных к реальному экзамену.
Сервис подходит как для занятий в школе и с репетитором, так и для самостоятельной подготовки к выпускным экзаменам.
ЕГЭ по информатике с Яндекс Учебником — это:
- Контент — теория, задачи по программированию и актуальные пробные варианты ЕГЭ, которые были собраны и разработаны методистами Яндекса и ведущими преподавателями информатики. На платформе представлено более 500 заданий, они разбиты по типам, сложности и по номерам.
- ИИ-помощник на базе искусственного интеллекта, который по запросу учеников объяснит незнакомый термин, а также выдаст подготовленные методистами Яндекс Учебника объяснения логики решения заданий и необходимую теорию в виде видеороликов. ИИ-помощник не предоставляет готовые ответы, а мотивирует учеников находить их самостоятельно.
На платформе также есть встроенный редактор кода. Теперь ученикам не придётся открывать несколько вкладок и перемещаться между ними, чтобы решать задания по программированию.
ИИ-помощник разработали ведущие специалисты Яндекса и учителя информатики, которые тренировали нейросеть — отвечали на десятки тысяч вопросов по предмету. Нейросеть обучалась распознавать неверные решения на ответах школьников, которые также помогали её тренировать.
В дальнейшем ИИ-помощник сможет анализировать решения школьников, определять, на какие темы ученику нужно обратить больше внимания, и рекомендовать ему персонально подобранные задания. А ещё — поможет разобрать синтаксические ошибки в программировании, то есть найти и объяснить конкретные строки, из-за которых не работает код. В планах — научить нейросеть определять логические ошибки в коде — например, неправильные алгоритмы, использования условий, порядок операции и т. д.
Чтобы начать готовиться к ЕГЭ по информатике с Яндекс Учебником, школьнику нужно:
- Перейти по ссылке clck.ru/36DWxV и авторизоваться с помощью Яндекс ID
- В блоке «Решать задания с ИИ-помощником» выбрать тему задания и нажать кнопку «Решать»
- Нажать на кнопку «</> Редактор», чтобы вызвать редактор кода
- Перейти в блок «Решать варианты, как на экзамене», чтобы проверить свои знания без подсказок ИИ-помощника
- Если возникли трудности, обратиться в чат поддержки — он находится внизу справа
Отсканируйте QR-код, чтобы перейти на сайт проекта ЕГЭ по информатике от Яндекс Учебника:
С полным пакетом документов можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/fKZPNwHUaDLMIQ
Просим вас проинформировать учителей информатики и старшеклассников о запуске бесплатного сервиса для подготовки к ЕГЭ по информатике и рекомендовать использовать его в образовательном процессе, а также разместить информацию на информационных ресурсах.
Приемы работы с высокомотивированными и низкомотивированными учениками
Кластер – это объединение нескольких однородных элементов. Чтобы понять, что написать в сочинении, начните работу с определения ключевых слов темы. Запишите ключевые слова по выбранной вами теме. Затем объедините ключевые слова в группы – кластеры.
Дневник памяти
Используйте этот прием, чтобы избавиться от боязни чистого листа. Бывает сложно начать работу, когда ваш лист для записи чист. Поэтому начните работу с создания «дневника памяти». Запишите все, что придет вам в голову по теме: ассоциации, цитаты, ключевые слова, свои мысли.
Этот прием отличается от кластеризации тем, что позволяет сразу начать работу и не концентрироваться на выделении ключевых слов. Когда вы создадите «дневник памяти» по теме, вы поймете, достаточно ли у вас материала, чтобы написать сочинение по выбранной теме.
Пишу то, что точно знаю
Когда работаете над сочинением, включайте в него только ту информацию, в которой уверены. Используйте для аргументации тексты тех произведений, которые читали сами. Не полагайтесь на пересказы и краткие описания из интернета: в них часто встречаются ошибки.
Если вы приводите в сочинении цитату, но сомневаетесь в ее точности, используйте косвенную речь.
Выделение в тексте
Обведите все знаки препинания в тексте. Визуально оцените текст. Если вы видите крупный отрезок текста, в котором нет ни одного знака, – это повод задуматься и перепроверить расстановку знаков препинания.
Подчеркните в тексте все длинные слова. Длину оценивайте визуально. Проверьте, правильно ли написаны подчеркнутые слова.
«Приемы работы над итоговым сочинением для низкомотивированных учеников»
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://1zavuch.ru/#/document/16/101284/dfasy70cxf/?of=copy-64fb9bfc17
7 упражнений, чтобы избежать логических и композиционных ошибок в сочинении
1. Сформулировать главную мысль сочинения
Это упражнение можно использовать как разминку или пятиминутку в комплексе с другими упражнениями. Предложите выпускникам несколько проблемных тем сочинения. Школьники должны сформулировать главную мысль сочинения, которую они могли бы написать по этой теме.
2. Определить 1–2 проблемы сочинения
Ученики формулируют 1–2 проблемы по теме сочинения, которую называет педагог. Это тезисы, которые выпускники должны доказывать в основной части сочинения. Так школьники научатся писать вступление к сочинению.
3. Подобрать к тезисам несколько аргументов и примеров
Это упражнение можно использовать в двух вариантах: ученики сами формулируют тезисы сочинения по проблемной теме или подбирают аргументы и примеры к тезисам, которые заранее подготовил учитель. В первом случае школьники научатся формулировать и аргументировать свои мысли. Во втором – подбирать уместный материал для аргументации.
4. Найти логические ошибки в тексте сочинения
Используйте готовые тексты сочинений прошлых лет. Попросите выпускников найти логические ошибки и несоответствия в них. Предложите решения, как можно исправить эти ошибки.
5. Сопоставить вступление и заключение в одной работе
После тренировочного сочинения проведите работу в парах. Предложите школьникам проанализировать вступления и заключения сочинений друг друга. Ученики должны найти смысловые связи и сделать вывод о том, соответствует ли вступление заключению.
6. Сопоставить композиционные части разных работ
Предложите школьникам проанализировать два вступления или два заключения разных работ, которые написаны на одну и ту же тему. Ученики сопоставят работы, выделят слабые и сильные стороны. По итогам работы вместе с выпускниками составьте рекомендации по написанию вступительной и заключительной частей сочинения.
7. Оценить соразмерность частей сочинения
Чтобы научиться критически оценивать свои работы, ученикам лучше начать с анализа работ выпускников прошлых лет. Предложите школьникам оценить композицию заведомо слабого сочинения. Вместе разберите, что автор сделал неправильно, как улучшить работу. Затем школьники редактируют исходное сочинение.
8 упражнений, чтобы научить выпускников включать литературный материал в сочинение
1. Включить в пересказ комментарий и оценку
Ученикам раздайте исходные тексты-пересказы эпизодов произведений школьной программы. Попросите их дополнить пересказы комментариями или оценкой поступков героев. Это упражнение можно использовать как устную разминку.
2. Сформулировать несколько аргументов и подкрепить их литературными примерами
Предложите ученикам проблемную тему. Они должны сформулировать основную мысль сочинения и привести 2–3 аргумента, чтобы ее доказать. К каждому аргументу выпускники подбирают примеры из литературных произведений. Это упражнение можно использовать для парной работы, чтобы школьники могли сравнить и оценить аргументацию друг друга.
3. Исключить из сочинения лишние литературные примеры
Для этого упражнения нужно подготовить тексты неудачных сочинений с отступлениями от темы. Выпускникам предложите исключить из текстов примеры, которые не соответствуют теме.
4. Исправить неудачные литературные примеры
Это упражнение можно использовать в комплексе с упражнением 1. Предложите школьникам преобразовать примеры из литературных произведений. Например, заменить перечисление произведений и пересказ комментарием, обратиться к проблематике произведения, системе персонажей и др.
5. Определить, соответствуют ли литературные примеры тезисам и аргументам сочинения
Предложите выпускникам провести устный или письменный анализ готового сочинения. Школьники оценят примеры, которые использовал автор, на уместность и соответствие теме и аргументам. Это поможет развить критическое мышление и более осознанно подойти к собственным работам.
6. Аргументировать тезис с помощью характеристики литературного героя
Школьникам сложно интерпретировать поступки героев художественных произведений и использовать характеристики для аргументации. Разберите удачные примеры из сочинений предыдущих лет. Предложите выпускникам самостоятельно аргументировать тезис с привлечением характеристики героя подходящего произведения.
7. Сопоставить героев или эпизоды двух произведений, чтобы доказать или опровергнуть тезис
Выпускники, которые используют в сочинениях два и более примеров из литературных произведений, часто рассуждают о героях или эпизодах изолированно. Чтобы научить школьников использовать прием сопоставления как способ включения литературного материала в сочинение, предложите им упражнение. Обратите внимание на то, как подбирать материал. Нужно найти и обозначить основания для сравнения. Для этого лучше выбирать произведения, в которых героев или сюжетные ходы легко сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы сочинения.
8. Исправить фактические ошибки
Предложите выпускникам текст с ошибками в названиях книг, указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев, пересказе содержания и другими фактическими
ребования и критерии для итогового сочиненияТипичные ошибкиПути предотвращенияТребования и критерии для итогового сочиненияТипичные ошибкиПути предотвращения
Объем итогового сочинения
Выпускники применяют способы искусственного увеличения текста:
- многократно повторяют в начале работы тему в разных речевых конструкциях;
- пишут полностью имена и отчества писателей, нередко допуская при этом фактические ошибки;
- включают афоризмы, не соответствующие теме и без привязки к ней;
- вместо глубокого анализа одного текста обращаются ко второму, третьему и даже четвертому произведению, зная их приблизительно, и предлагают в сочинении краткий и – реже – развернутый пересказ нескольких произведений без собственного комментария;
- проставляют в конце работы завышенное количество слов, которое эксперты не перепроверяют
Предупредить выпускников, что искусственное увеличение объема может привести к «незачету» по требованию № 1
Самостоятельность написания итогового сочинения
Выпускники допускают следующие ошибки:
- воспроизведение (часто с небольшими изменениями) чужого текста или сочинения – обычно без учета ракурса темы или заимствование сочинения из интернета, когда текст выучен наизусть или изменен минимально;
- переработка «чужого» текста или создание компиляции из разных источников – часто с ошибками и искажениями, так как выпускник обладает неразвитой речью
Предупредить выпускников, что заимствование чужого текста может привести к «незачету» по требованию № 2.
Научить заимствовать не тексты, а мысли, формулируя собственную позицию, и своими словами излагать чужую точку зрения, ссылаясь на ее автора
– Неумение анализировать формулировку темы и определять ракурс ее раскрытия;
– непонимание смысла философских, нравственно-этических, социально-психологических понятий, в том числе использованных в формулировке темы;
– неумение формулировать главную мысль сочинения, содержащую в свернутом виде ответ на вопрос темы;
– подмена главной мысли общими утверждениями, не проясняющими суть проблемного вопроса;
– повторение (почти дословное) в первой части сочинения комментария к открытым тематическим направлениям;
– использование заготовленных фраз, заранее оправдывающих отсутствие в сочинении конкретного ответа на вопрос темы;
– создание иллюзии ответа на вопрос темы с помощью слов «потому что», «ведь», в то время как ход дальнейших рассуждений воспроизводит домашнюю заготовку, не связанную по смыслу с вопросом темы;
– неоправданное расширение темы до уровня тематического направления (в нескольких работах выпускники даже указали тематическое направление вместо темы);
– использование домашней заготовки по тематическому направлению без всякой ее корректировки с учетом ракурса, заданного конкретной темой;
– неудачные попытки приспособить заранее сделанные заготовки к предложенной теме;
– неумение последовательно доказывать главную мысль на протяжении сочинения;
– неразвитость умения создавать подлинный текст, имеющий авторский замысел и нацеленный на выражение своей позиции по поставленному в теме вопросу; его подмена псевдотекстом, сконструированным на основе формально связанных клишированных элементов;
– излишняя категоричность, необоснованная прямолинейность суждений;
– необоснованное использование стереотипных тезисов, содержательно обедняющих рассуждение;
– отсутствие культуры авторства по отношению к чужим идеям и текстам;
– наличие фактических ошибок разных типов, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет выпускник;
– неумение осмысливать проблему многоаспектно;
– неспособность рассуждать по предложенной проблеме;
– неумение подтверждать тезисы доказательствами;
– отсутствие индивидуального подхода к раскрытию темы;
– подмена рассуждения демагогическими рассуждениями
– Научить выбирать тему, где понятна проблема и знаком материал для примеров при аргументации;
– находить в теме ключевые слова, сужающие тему до заданного аспекта рассуждения;
– учиться давать краткий ответ на вопрос и развернуто его обосновывать;
– при подготовке к письменной работе обращаться к словарям для уяснения смысла абстрактных понятий;
– писать сочинение с учетом ракурса темы, а не по домашней заготовке под открытое направление;
– уметь формулировать главную мысль работы и доказывать ее в ходе раскрытия темы, подтверждая тезисы аргументами и примерами
Аргументация. Привлечение литературного материала
– Узкий читательский кругозор выпускника, незнание им программных художественных текстов из курса русской и зарубежной литературы;
– формальное привлечение для аргументации литературного произведения (книга только названа, и выпускник, знающий ее содержание поверхностно, заполняет свое сочинение общими словами и фразами);
– неумение перерабатывать в соответствии с ракурсом темы и особенностями своего рассуждения выученные заранее примеры к открытому тематическому направлению;
– неудачный подбор литературного материала для аргументации, неумение использовать литературные примеры для построения аргумента; пересказ содержания книги без убедительной аргументации и комментариев, несоответствие приведенных примеров выдвинутым тезисам и аргументам; отсутствие культуры цитирования;
– примитивное понимание художественного текста, вульгарное толкование произведений или образов героев; непонимание авторской позиции;
– отсутствие выраженного интереса к поэзии, а также к дневникам, публицистике, мемуарам и фольклорным жанрам и неиспользование их в качестве примеров;
– наличие фактических недочетов разных типов, грубых фактических ошибок, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет автор сочинения
– Расширение культурного кругозора;
– овладение разными способами привлечения необходимого материала:
- комментированный пересказ;
- актуализация проблематики;
- аспектная характеристика проблемы, явления, персонажа, факта, текста и т. п.;
– сопоставление проблем, явлений, персонажей, текстов, фактов и т. п.;
– предупреждение фактических ошибок, проверка фактической информации по текстам, справочникам и энциклопедиям
Композиция и логика рассуждения
– Отсутствие вступления или заключения;
– во вступлении (или заключении) отражается непонимание автором сочинения смысла темы;
– содержание вступления (или заключения) не соотносится с проблемой, которая будет решаться в основной части;
– отсутствие во вступлении тезиса, который будет доказываться на конкретном литературном материале в основной части;
– чрезмерно длинное вступление (или заключение), что свидетельствует о неумении выпускника лаконично формулировать главную мысль сочинения; это нарушение закономерно вызывает искажение композиции всей работы, поскольку приводит к несоразмерности объема вступления и остального сочинения;
– наличие во вступлении (или заключении) избыточной информации;
– отсутствие содержательных связей между вступлением и основной частью работы, между вступлением и заключением, между основной частью сочинения и заключением;
– диспропорции в объеме смысловых частей работы; несоответствие между объемами вступления, основной части и заключения;
– неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения;
– несоразмерность объема своего размышления и аргумента(ов);
– отсутствие микровывода (сентенции) после примера;
– содержательное несоответствие сентенции и примера;
– неумение выпускника разграничить вступление и основную часть;
– слабость доказательной базы в основной части сочинения и ее недостаточность для убедительной аргументации;
– наличие аргументов, приводящих к отступлению от темы, не соответствующих доказываемым тезисам;
– несоответствие аргументов и примеров выдвинутым тезисам;
– неразличение понятий «пример» и «аргумент» и неумение строить аргумент с привлечением литературного примера, формулировать на основе примера микровывод, содержательное несоответствие аргумента и примера
– Научиться формулировать главную мысль сочинения и решать проблемы, поставленные во вступлении;
– тренироваться в формулировке тезисов основной части, подборе аргументов и примеров и создании логических переходов между смысловыми частями;
– сопоставлять вступление и заключение и приводить их в соответствие;
– соблюдать соразмерность частей сочинения
– Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов; речевые повторы, то есть повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
– неточное словоупотребление (часто по причине незнания лексического значения слова или реалии, наименованием которой является слово), как следствие – нарушение лексической сочетаемости;
– ошибки в построении и употреблении фразеологических оборотов;
– использование плеоназмов;
– неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;
– необоснованный пропуск слова;
– порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;
– искусственное усечение слов (бытопроблемы, самовыбор);
– создание окказионализмов (присущественно, саморучно, самодостоинство);
– стилистически немотивированное употребление глагольной связки «есть» (это не есть хорошо);
– ошибки в употреблении личных местоимений;
– логические ошибки, состоящие в искажении причинно-следственных отношений и связей явлений;
– неумение вербализовать чувства, найти точный словесный эквивалент для характеристики эмоций, состояний, переживаний (своих, других людей или литературных героев);
– использование канцелярита;
– немотивированное использование разговорной лексики, просторечий и вульгаризмов;
– ошибки мышления и ошибки коммуникации (свидетельствуют о недостаточном уровне мыслительно-речевого и коммуникативного развития выпускников)
– Научить соблюдать функционально-стилевую целостность сочинения;
– научить редактировать текст собственного высказывания, то есть выделять абзацы, удалять повторы, включать переходы между смысловыми частями; исправлять все виды речевых ошибок
- правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением;
- правописание словарных слов;
- правописание окончаний и суффиксов имен существительных и глаголов;
- правописание наречий; слитное и раздельное правописание частиц «не» и «ни»;
- правописание «н‑нн» в кратких причастиях, прилагательных и наречиях;
- правописание приставок, слитное, раздельное или дефисное написание слова.
- при постановке знаков препинания при однородных членах предложения;
- при постановке знаков, отделяющих и выделяющих простые предложения в составе сложных разных видов;
- при постановке тире в простом предложении;
- при постановке запятой на стыке союзов и запятых при выделении придаточного предложения в составе главного;
- при использовании вводных слов (вводных конструкций), в предложениях с обособленными членами предложения, при сравнительном обороте;
- при постановке знаков препинания при прямой речи и введении цитаты в предложение.
- наибольшее количество грамматических ошибок связано с нарушением согласования и – особенно – управления;
- при построении предложения с деепричастным оборотом;
- при употреблении местоимений, наречий и частиц;
- при использовании местоимений;
- ошибочное слово- и формообразование;
- избыточное, неверное или недостаточное использование предлогов при связи «управление» («открытым к людям»);
- неправильное словообразование; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- ошибки в построении предложений (с деепричастными и причастными оборотами, с однородными членами предложения, неверный порядок слов и др.)4
- нарушение правил грамматики, которое возникает под влиянием просторечия и диалектов.
- ошибочное словообразование («человеконенавистную теорию»);
- ошибочное формообразование («живет более насыщеннее»)
Исправлять ошибки в любой письменной работе обу
«Типичные ошибки в письменных работах учеников и пути их предотвращения перед итоговым сочинении. Задача учеников – найти и исправить эти ошибки.