Устное итоговое собеседование 2025/2026

Основ­ная дата про­ве­де­ния ито­го­во­го собе­се­до­ва­ния — 11 фев­ра­ля 2026 года.

Резерв­ные даты — 11 мар­та и 20 апре­ля 2025 года.

Ито­го­вое собе­се­до­ва­ние про­во­дит­ся во вто­рую сре­ду фев­ра­ля.

В слу­чае полу­че­ния неудо­вле­тво­ри­тель­но­го резуль­та­та («неза­чёт») за ито­го­вое собе­се­до­ва­ние участ­ни­ки ито­го­во­го собе­се­до­ва­ния впра­ве пере­сдать ито­го­вое собе­се­до­ва­ние в теку­щем учеб­ном году, но не более двух раз и толь­ко в допол­ни­тель­ные даты.

В допол­ни­тель­ные сро­ки к уча­стию в ито­го­вом собе­се­до­ва­нии допус­ка­ют­ся обу­ча­ю­щи­е­ся

→ полу­чив­шие по ито­го­во­му собе­се­до­ва­нию неудо­вле­тво­ри­тель­ный резуль­тат («неза­чёт»);
→ не явив­ши­е­ся на ито­го­вое собе­се­до­ва­ние по ува­жи­тель­ным при­чи­нам (болезнь или иные обсто­я­тель­ства), под­твер­жден­ным доку­мен­таль­но (по реше­нию педа­го­ги­че­ско­го сове­та шко­лы);
→ не завер­шив­шие выпол­не­ние ито­го­во­го собе­се­до­ва­ния по ува­жи­тель­ным при­чи­нам;
→ уда­лён­ные с ито­го­во­го собе­се­до­ва­ния за нару­ше­ние Поряд­ка про­ве­де­ния (по реше­нию педа­го­ги­че­ско­го сове­та шко­лы).

Допол­ни­тель­ные сро­ки про­ве­де­ния ито­го­во­го собе­се­до­ва­ния — вто­рая рабо­чая сре­да мар­та и тре­тий поне­дель­ник апре­ля

Структура итогового собеседования

Ито­го­вое (уст­ное) собе­се­до­ва­ние – это чет­ко струк­ту­ри­ро­ван­ный экза­мен, состо­я­щий из двух частей и четы­рех зада­ний, выпол­ня­е­мых после­до­ва­тель­но за 15–16 минут (для лиц с ОВЗ – до 45 мин). Весь ответ участ­ни­ка аудио запи­сы­ва­ет­ся. Клю­че­вая цель – оце­нить прак­ти­че­ские навы­ки уст­ной речи: чте­ние, пере­сказ, постро­е­ние моно­ло­га и веде­ние диа­ло­га.

Часть 1: Рабо­та с тек­стом (зада­ния 1 и 2). Вы полу­ча­е­те один текст (обыч­но 170–200 слов, повест­во­ва­тель­но­го харак­те­ра, часто о выда­ю­щих­ся людях, собы­ти­ях, явле­ни­ях науки/культуры):

  • зада­ние 1: чте­ние тек­ста вслух. Под­го­тов­ка – до 2 минут. Нуж­но про­чи­тать текст выра­зи­тель­но, соблю­дая нор­мы про­из­но­ше­ния, инто­на­цию и темп;
  • зада­ние 2: подроб­ный пере­сказ тек­ста. Под­го­тов­ка – до 2 минут. Нуж­но пере­ска­зать текст, обя­за­тель­но вклю­чив в него при­ве­ден­ную в зада­нии цита­ту (выска­зы­ва­ние) умест­но и логич­но. Раз­ре­ша­ет­ся исполь­зо­вать сде­лан­ные во вре­мя под­го­тов­ки помет­ки в КИМ.

Нагляд­ность: пред­ста­вим текст о подви­ге вра­чей во вре­мя пан­де­мии. Сна­ча­ла вы его чита­е­те, затем пере­ска­зы­ва­е­те, встав­ляя, напри­мер, цита­ту: «Как отме­тил глав­ный инфек­ци­о­нист стра­ны, «само­от­вер­жен­ность меди­ков ста­ла щитом для мил­ли­о­нов».

Часть 2: Тема­ти­че­ское выска­зы­ва­ние (зада­ния 3 и 4):

  • зада­ние 3: моно­лог. Под­го­тов­ка – 1 мину­та. Нуж­но выбрать ОДНУ из трех пред­ло­жен­ных тем и постро­ить связ­ное моно­ло­ги­че­ское выска­зы­ва­ние (не менее 10 фраз). Типы тем: опи­са­ние фото­гра­фии, повест­во­ва­ние на осно­ве жиз­нен­но­го опы­та, рас­суж­де­ние по постав­лен­ной про­бле­ме;
  • зада­ние 4: диа­лог. Под­го­тов­ки нет. Экза­ме­на­тор-собе­сед­ник задаст вам 3 вопро­са по теме ваше­го моно­ло­га. Тре­бу­ют­ся раз­вер­ну­тые, содер­жа­тель­ные отве­ты.

Нагляд­ность: вы выби­ра­е­те опи­са­ние фото­гра­фии с волон­те­ра­ми, сажа­ю­щи­ми дере­вья. Рас­ска­зы­ва­е­те о ней (моно­лог). Затем экза­ме­на­тор спра­ши­ва­ет: «Как вы дума­е­те, поче­му люди ста­но­вят­ся волон­те­ра­ми?», «Какие эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы акту­аль­ны в вашем реги­оне?», «Участ­во­ва­ли ли вы сами в подоб­ных акци­ях?» (диа­лог).

На осно­ва­нии ана­ли­за послед­них лет (вклю­чая регла­мент 2024/25 и заяв­лен­ные ФИПИ под­хо­ды) гло­баль­ных изме­не­ний в струк­ту­ре и коли­че­стве зада­ний уст­но­го собе­се­до­ва­ния в 2026 году не ожи­да­ет­ся. Фор­мат из двух частей и четы­рех зада­ний, клю­че­вые кри­те­рии оце­ни­ва­ния оста­нут­ся ста­биль­ны­ми.

Как пересказать текст на устном собеседовании?

Пере­сказ – клю­че­вое зада­ние пер­вой части, тре­бу­ю­щее не про­сто вос­про­из­ве­де­ния тек­ста, а его осмыс­лен­ной обра­бот­ки с вклю­че­ни­ем задан­ной цита­ты. Мак­си­мум 4 бал­ла.

Алго­ритм выпол­не­ния:

  • вни­ма­тель­ное чте­ние (во вре­мя под­го­тов­ки к зада­нию 1): уло­ви­те основ­ную мысль, опре­де­ли­те мик­ро­те­мы (основ­ные смыс­ло­вые части, обыч­но сов­па­да­ют с абза­ца­ми);
  • ана­лиз цита­ты (во вре­мя под­го­тов­ки к зада­нию 2 — 2 мин): про­чти­те при­ве­ден­ное выска­зы­ва­ние. Пой­ми­те его смысл и авто­ра (если ука­зан). Опре­де­ли­те, к какой части тек­ста (к какой мик­ро­те­ме) оно отно­сит­ся логи­че­ски. Где его упо­ми­на­ние будет наи­бо­лее умест­но? Обыч­но это сере­ди­на пере­ска­за при харак­те­ри­сти­ке человека/явления или вывод.

Пла­ни­ро­ва­ние пере­ска­за:

  • мыс­лен­но или крат­ко в чер­но­ви­ке наметь­те план по мик­ро­те­мам. Не пытай­тесь запом­нить дослов­но!
  • Про­ду­май­те место для цита­ты. Как ее вве­сти? («Как писал…», «По сло­вам…», «Нель­зя не вспом­нить сло­ва…», «Это под­твер­жда­ет­ся выска­зы­ва­ни­ем…»).

Выпол­не­ние пере­ска­за:

  • изла­гай­те текст сво­и­ми сло­ва­ми, после­до­ва­тель­но рас­кры­вая мик­ро­те­мы;
  • плав­но вклю­чи­те цита­ту в нуж­ном месте. Исполь­зуй­те ввод­ные фра­зы;
  • соблю­дай­те нор­мы цити­ро­ва­ния: точ­ное вос­про­из­ве­де­ние кавы­чек и автор­ства (если есть).
  • Ошиб­ка: «Жуков ска­зал про Рокос­сов­ско­го что он был умным» вме­сто «Г. К. Жуков отме­чал: «Рокос­сов­ский был очень умным пол­ко­вод­цем».
  • ово­ри­те чет­ко, связ­но, сохра­няя есте­ствен­ный темп.
  • Кри­те­рии успе­ха (как полу­чить 4 бал­ла):
  • сохра­не­ны все основ­ные мик­ро­те­мы исход­но­го тек­ста (2 бал­ла);
  • цита­та вклю­че­на умест­но (к месту) и логич­но (обос­но­ван­но, по смыс­лу) (1 балл);
  • цита­та пере­да­на точ­но (без иска­же­ний), оформ­ле­на гра­мот­но (есть кавыч­ки, пра­виль­но назван автор/источник, если ука­зан) (1 балл).
  • Типич­ные ошиб­ки:
  • упу­стить или доба­вить мик­ро­те­му (теря­ет бал­лы по п1);
  • «воткнуть» цита­ту куда попа­ло, не свя­зав с кон­тек­стом (0 по п2);
  • иска­зить цита­ту, забыть кавыч­ки, не ука­зать авто­ра (0 по п3);
  • читать текст «по бумаж­ке» или пытать­ся заучить дослов­но (сби­ва­ет темп, зву­чит неесте­ствен­но).
  • Повест­во­ва­ние на осно­ве жиз­нен­но­го опы­та
  • Это один из трех вари­ан­тов постро­е­ния моно­ло­га. Его суть – рас­ска­зать исто­рию из вашей жиз­ни, свя­зан­ную с пред­ло­жен­ной темой. Мак­си­мум 3 бал­ла.
  • Как это выгля­дит в КИМ:
  • заго­ло­вок: «Повест­во­ва­ние на осно­ве жиз­нен­но­го опы­та»;
  • тема: «Неза­бы­ва­е­мый поход (путе­ше­ствие)».
  • Зада­ние: «Рас­ска­жи­те о том, как Вы ходи­ли в поход (путе­ше­ство­ва­ли). Не забудь­те рас­ска­зать:
  • куда и когда Вы ходи­ли в поход (путе­ше­ство­ва­ли);
  • с кем Вы ходи­ли в поход (путе­ше­ство­ва­ли);
  • что Вам запом­ни­лось боль­ше все­го;
  • чем закон­чи­лось Ваше путе­ше­ствие (поход).»
  • Как постро­ить моно­лог? Нач­ни­те с завяз­ки (нача­ло исто­рии):
  • ука­жи­те вре­мя и место, напри­мер: «Это слу­чи­лось про­шлым летом, когда мы с семьей отпра­ви­лись в поход по Кав­каз­ским горам…»;
  • пред­ставь­те участ­ни­ков: «Вме­сте со мной были мои роди­те­ли и мой луч­ший друг Саша…»;
  • обо­значь­те исход­ную ситу­а­цию: «Мы дав­но меч­та­ли о таком при­клю­че­нии и тща­тель­но к нему гото­ви­лись…».
  • Раз­ви­тие дей­ствия (куль­ми­на­ция — самое важное/запоминающееся):
  • рас­ска­жи­те о собы­ти­ях в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке: «В пер­вый день… Потом… На тре­тий день слу­чи­лось нечто уди­ви­тель­ное…»;
  • опи­ши­те клю­че­вое, самое яркое собы­тие: «Боль­ше все­го мне запом­нил­ся момент, когда…», «Нико­гда не забу­ду, как…»;
  • исполь­зуй­те гла­го­лы дей­ствия для дина­ми­ки: «Мы под­ни­ма­лись…», «Встре­ти­ли…», «Пре­одо­ле­ва­ли…», «Наблю­да­ли…».
  • Раз­вяз­ка (завер­ше­ние исто­рии):
  • рас­ска­жи­те, чем все закон­чи­лось: «В ито­ге мы бла­го­по­луч­но…», «Наше путе­ше­ствие завер­ши­лось у…»;
  • выра­зи­те свои чувства/вывод: «Это был неза­бы­ва­е­мый опыт…», «Я понял(а), что…», «Это путе­ше­ствие научи­ло меня…».
  • Клю­че­вые момен­ты для успе­ха:
  • объ­ем: не менее 10 фраз (М1: 2 бал­ла);
  • логи­ка: собы­тия изла­га­ют­ся после­до­ва­тель­но, без скач­ков и про­ти­во­ре­чий (М2: 1 балл);
  • лич­ный опыт: исто­рия долж­на быть прав­ди­вой (или прав­до­по­доб­ной), осно­ван­ной на вашем опы­те. Не сочи­няй­те фан­та­сти­ку!
  • Эмо­ции. Не бой­тесь делить­ся чув­ства­ми, кото­рые вы испы­ты­ва­ли: «Мне было страш­но, но инте­рес­но…», «Мы неве­ро­ят­но обра­до­ва­лись…»;
  • дета­ли. Добав­ляй­те кон­кре­ти­ку для живо­сти: «…у ручья с ледя­ной водой», «…с тяже­лы­ми рюк­за­ка­ми за спи­ной», «…когда уви­де­ли рас­свет над гора­ми»;
  • под­го­тов­ка (1 мину­та): быст­ро выбе­ри­те под­хо­дя­щую реаль­ную исто­рию. Набро­сай­те мыс­лен­но или в чер­но­ви­ке клю­че­вые точ­ки: Место/Время? Кто? Что слу­чи­лось (глав­ное собы­тие)? Чем закон­чи­лось? Чувства/Вывод.
  • Как опи­сы­ва­ют фото­гра­фии на уст­ном собе­се­до­ва­нии
  • Это самый попу­ляр­ный выбор сре­ди девя­ти­класс­ни­ков. Зада­ча – уст­но опи­сать изоб­ра­же­ние на фото­гра­фии, сле­дуя пред­ло­жен­но­му пла­ну. Мак­си­мум 3 бал­ла.
  • Как это выгля­дит в КИМ:
  • заго­ло­вок: «опи­са­ние фото­гра­фии»;
  • тема (напри­мер): «заня­тие спор­том»;
  • кар­тин­ка: фото­гра­фия (напри­мер, дети игра­ют в фут­бол на школь­ном ста­ди­оне).
  • Зада­ние: «Опи­ши­те фото­гра­фию. Не забудь­те опи­сать:
  • место и вре­мя дей­ствия;
  • собы­тие, изоб­ра­жён­ное на фото­гра­фии;
  • дей­ству­ю­щих лиц;
  • их внеш­ний вид;
  • их дей­ствия;
  • настро­е­ние, кото­рое пере­да­ет фото­гра­фия.»
  • Как постро­ить моно­лог? Начи­най­те с обще­го впе­чат­ле­ния и кон­тек­ста:
  • что изоб­ра­же­но? Какое общее впе­чат­ле­ние? («На этой фото­гра­фии запе­чат­лен яркий момент спор­тив­ной игры…», «Фото пере­да­ет атмо­сфе­ру дру­же­ско­го сорев­но­ва­ния…»);
  • ука­жи­те место и (если понят­но) вре­мя года/суток/события: «Дей­ствие про­ис­хо­дит на школь­ном ста­ди­оне, веро­ят­но, весен­ним днем…», «Мы видим спор­тив­ный зал во вре­мя сорев­но­ва­ний…»).
  • Дей­ству­ю­щие лица и собы­тие:
  • назо­ви­те основ­ных участ­ни­ков: «На перед­нем плане мы видим двух маль­чи­ков…», «На фото­гра­фии изоб­ра­же­ны юные фут­бо­ли­сты…»;
  • крат­ко опи­ши­те их внеш­ний вид (одеж­да, позы, выра­же­ние лиц — толь­ко самое харак­тер­ное, не пере­чис­ляй­те все дета­ли!) «Они оде­ты в спор­тив­ную фор­му, их лица сосре­до­то­че­ны…», «У девоч­ки в цен­тре радост­ная улыб­ка и яркая повяз­ка на голо­ве…»;
  • опи­ши­те собы­тие и дей­ствия геро­ев: «Маль­чи­ки азарт­но борют­ся за мяч…», «Девоч­ка заби­ва­ет реша­ю­щий гол…», «Коман­да лику­ет после побе­ды…»;
  • дета­ли фона (крат­ко): что про­ис­хо­дит на зад­нем плане? «На три­бу­нах вид­ны болель­щи­ки…», «На зад­нем плане зеле­не­ют дере­вья…».
  • Настро­е­ние и заклю­че­ние:
  • опи­ши­те настро­е­ние, кото­рое пере­да­ет фото: «Фото­гра­фия излу­ча­ет энер­гию, радость и спор­тив­ный азарт…», «Сни­мок пере­да­ет чув­ство един­ства и команд­но­го духа…»;
  • сде­лай­те общий вывод или выра­зи­те свое отно­ше­ние: «Это фото – отлич­ный при­мер того, как спорт объ­еди­ня­ет людей…», «Мне кажет­ся, фото­гра­фу уда­лось пой­мать очень эмо­ци­о­наль­ный момент…».
  • Клю­че­вые момен­ты для успе­ха:
  • объ­ем: не менее 10 фраз;
  • логи­ка: опи­са­ние струк­ту­ри­ро­ва­но (от обще­го к част­но­му, от перед­не­го пла­на к зад­не­му), дета­ли не «пере­ска­ки­ва­ют»;
  • сле­до­ва­ние пла­ну: обя­за­тель­но рас­крой­те все пунк­ты, ука­зан­ные в зада­нии (место, собы­тие, лица, внеш­ность, дей­ствия, настро­е­ние). Это гаран­ти­ру­ет пол­но­ту;
  • дета­ли­за­ция (уме­рен­ная). Исполь­зуй­те точ­ные при­ла­га­тель­ные и наре­чия: «яркий мяч», «сосре­до­то­чен­но смот­рят», «стре­ми­тель­но бежит». Избе­гай­те баналь­но­стей («кра­си­вая кар­тин­ка», «хоро­шие люди»);
  • субъ­ек­тив­ность: ваше вос­при­я­тие настро­е­ния – это ваше мне­ние. Обос­нуй­те его: «Настро­е­ние радост­ное, пото­му что все улы­ба­ют­ся…».
  • Под­го­тов­ка (1 мину­та): вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те фото. Опре­де­ли­те:
  • Где? Когда?
  • Что про­ис­хо­дит (собы­тие)?
  • Кто глав­ные герои? Как выгля­дят? Что дела­ют?
  • Какое общее настро­е­ние? Поче­му?
  • Мыс­лен­но составь­те фра­зы по каж­до­му пунк­ту зада­ния.
  • Что такое рас­суж­де­ние на уст­ном собе­се­до­ва­нии?
  • Рас­суж­де­ние — это самый слож­ный, но и самый выиг­рыш­ный вари­ант моно­ло­га на ито­го­вом собе­се­до­ва­нии. В отли­чие от опи­са­ния фото­гра­фии или повест­во­ва­ния о лич­ном опы­те, здесь вам пред­сто­ит не про­сто рас­ска­зать, а про­де­мон­стри­ро­вать рабо­ту сво­ей мыс­ли. По сути, это ваша мини-пре­зен­та­ция на 2–3 мину­ты, где вы высту­па­е­те в роли мыс­ли­те­ля, спо­соб­но­го ана­ли­зи­ро­вать, дока­зы­вать и делать выво­ды.
  • Из чего стро­ит­ся клас­си­че­ское рас­суж­де­ние (фор­му­ла успе­ха):
  • 1. Тезис (ваша глав­ная мысль). Это ваш чет­кий и ясный ответ на постав­лен­ный про­блем­ный вопрос. Он зада­ет век­тор всей речи.
  • При­мер вопро­са: «Нуж­но ли совре­мен­но­му чело­ве­ку уме­ние рабо­тать рука­ми?»:
  • пра­виль­ный тезис: «Я уверен(а), что в циф­ро­вую эпо­ху уме­ние рабо­тать рука­ми не толь­ко не утра­ти­ло акту­аль­но­сти, но и ста­ло при­зна­ком само­сто­я­тель­но­сти и сво­бо­ды чело­ве­ка»;
  • ошиб­ка: «Ну, рабо­тать рука­ми полез­но… ино­гда… это хоро­шо…» (рас­плыв­ча­то и некон­крет­но).
  • 2. Аргу­мен­ты (2–3 дока­за­тель­ства). Это фун­да­мент ваше­го выска­зы­ва­ния. Каж­дый аргу­мент дол­жен под­креп­лять тезис и быть раз­вер­ну­тым:
  • аргу­мент 1 (логи­че­ский + при­мер): «Во-пер­вых, руч­ной труд раз­ви­ва­ет мозг. Иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что ней­рон­ные свя­зи актив­нее фор­ми­ру­ют­ся, когда мы что-то созда­ем физи­че­ски, а не про­сто листа­ем лен­ту соц­се­тей. Напри­мер, сбор­ка моде­лей или обу­че­ние игре на гита­ре улуч­ша­ют кон­цен­тра­цию и память»;
  • аргу­мент 2 (из жизни/литературы): «Во-вто­рых, это вопрос неза­ви­си­мо­сти. Уме­ние почи­нить вело­си­пед, собрать мебель или при­го­то­вить слож­ное блю­до дела­ет чело­ве­ка менее уяз­ви­мым перед внеш­ни­ми обсто­я­тель­ства­ми. Как гово­рил Анту­ан де Сент-Экзю­пе­ри: «Ты навсе­гда в отве­те за всех, кого при­ру­чил». Я бы пере­фра­зи­ро­вал: «Ты в отве­те за все, что можешь почи­нить сам»».
  • 3. Вывод. Крат­кое и силь­ное резю­ме, кото­рое под­во­дит итог все­му ска­зан­но­му и еще раз под­твер­жда­ет ваш тезис:
  • При­мер выво­да: «Таким обра­зом, уме­ние рабо­тать рука­ми — это не пере­жи­ток про­шло­го, а важ­ный навык буду­ще­го, кото­рый дела­ет нас умнее, само­сто­я­тель­нее и сво­бод­нее».
  • Темы рас­суж­де­ния на уст­ном собе­се­до­ва­нии
  • Как выбрать тему и не про­га­дать? Темы для рас­суж­де­ния все­гда фор­му­ли­ру­ют­ся как про­блем­ный вопрос. Самые частые кате­го­рии:
  • нрав­ствен­ный выбор: «Что важ­нее: быть пра­вым или быть доб­рым?», «Все­гда ли нуж­но гово­рить прав­ду?»;
  • вызо­вы совре­мен­но­сти: «Может ли искус­ствен­ный интел­лект заме­нить учи­те­ля?», «Соц­се­ти: разъ­еди­ня­ют или объ­еди­ня­ют людей?»;
  • веч­ные цен­но­сти: «Что такое насто­я­щая друж­ба?», «Зачем чело­ве­ку меч­тать?».
  • Сове­ты для без­упреч­но­го выпол­не­ния:
  • исполь­зуй­те язы­ко­вой «кар­кас»: Связ­ки типа «С одной сто­ро­ны… с дру­гой сто­ро­ны…», «Пред­ста­вим, что…», «Это дока­зы­ва­ет, что…» сде­ла­ют вашу речь струк­ту­ри­ро­ван­ной;
  • будь­те крат­ки­ми, но глу­бо­ки­ми: не пытай­тесь объ­ять необъ­ят­ное. Луч­ше взять 2 силь­ных аргу­мен­та и рас­крыть их, чем пере­чис­лять 5 сла­бых;
  • апел­ли­руй­те к авто­ри­те­там: упо­ми­на­ние книг, исто­ри­че­ских лич­но­стей, науч­ных фак­тов (даже извест­ных) рез­ко повы­ша­ет весо­мость ваших слов;
  • сле­ди­те за вре­ме­нем: иде­аль­ное рас­суж­де­ние — это 12–15 фраз, уло­жен­ных в 2,5–3 мину­ты.
  • Чего избе­гать:
  • штам­пов: «В наше вре­мя все сидят в теле­фо­нах…»;
  • неар­гу­мен­ти­ро­ван­ных утвер­жде­ний: «Это плохо/хорошо, пото­му что я так думаю»;
  • ухо­да от темы: если вопрос о друж­бе меж­ду людь­ми, не нуж­но рас­ска­зы­вать о сво­ей соба­ке.
  • Диа­лог уст­но­го собе­се­до­ва­ния
  • Диа­лог – это заклю­чи­тель­ное зада­ние, напря­мую свя­зан­ное с вашим толь­ко что про­из­не­сен­ным моно­ло­гом (зада­ние 3). Экза­ме­на­тор-собе­сед­ник зада­ет вам три вопро­са по выбран­ной вами теме. Ваша зада­ча – дать раз­вер­ну­тые, содер­жа­тель­ные отве­ты. Мак­си­мум 3 бал­ла.
  • Как это про­ис­хо­дит:
  • сра­зу после ваше­го моно­ло­га экза­ме­на­тор гово­рит что-то вро­де: «Спа­си­бо. А теперь я хотел(а) бы задать вам несколь­ко вопро­сов по этой теме»;
  • вопро­сы берут­ся из КИМ и напря­мую свя­за­ны с темой ваше­го моно­ло­га. Они направ­ле­ны на углуб­ле­ние темы, уточ­не­ние вашей пози­ции, выяв­ле­ние ваше­го мне­ния или опы­та.
  • При­ме­ры (для темы «Заня­тие спор­том» после опи­са­ния фото):
  • «Как вы счи­та­е­те, поче­му для под­рост­ков важ­но зани­мать­ся спор­том?»
  • «Какие виды спор­та попу­ляр­ны сре­ди ваших сверст­ни­ков?»
  • «Рас­ска­жи­те, каким спор­том увле­ка­е­тесь вы?»
  • Напри­мер, вопрос: «Поче­му важ­но зани­мать­ся спор­том?
  • одно­слож­но (0 бал­лов): «Что­бы быть здо­ро­вым»;
  • раз­вер­ну­то (засчи­ты­ва­ет­ся): «Зани­мать­ся спор­том важ­но, преж­де все­го, для укреп­ле­ния здо­ро­вья. Он помо­га­ет раз­ви­вать вынос­ли­вость, силу, дела­ет тело более креп­ким и гиб­ким. Кро­ме того, спорт учит дис­ци­плине и уме­нию рабо­тать в коман­де, что полез­но и в уче­бе, и в жиз­ни».
  • Вопрос: «Каким спор­том вы увле­ка­е­тесь?»
  • одно­слож­но (0 бал­лов): «Пла­ва­ни­ем»
  • раз­вер­ну­то (засчи­ты­ва­ет­ся): «Я увле­ка­юсь пла­ва­ни­ем. Хожу в бас­сейн три раза в неде­лю. Мне нра­вит­ся, как вода сни­ма­ет напря­же­ние после уче­бы, и я чув­ствую, что это отлич­но раз­ви­ва­ет все груп­пы мышц. В про­шлом году я даже участвовал(а) в школь­ных сорев­но­ва­ни­ях».
  • Стра­те­гия успе­ха:
  • 1. Вни­ма­тель­но слу­шай­те вопрос. Убе­ди­тесь, что поня­ли его пра­виль­но. Если что-то не рас­слы­ша­ли или не поня­ли, веж­ли­во пере­спро­си­те: «Изви­ни­те, не мог­ли бы вы повто­рить вопрос?».
  • 2. Не спе­ши­те. Поду­май­те 5–10 секунд, преж­де чем начать отве­чать.
  • 3. Строй­те ответ как мини-моно­лог:
  • нач­ни­те с пря­мо­го отве­та на вопрос (повто­ри­те клю­че­вое сло­во вопро­са или исполь­зуй­те ввод­ную фра­зу: «Я счи­таю, что…», «На мой взгляд…», «Я увле­ка­юсь…»);
  • при­ве­ди­те 1–2 аргу­мен­та, объ­яс­не­ние или при­мер, поче­му вы так дума­е­те, как это про­яв­ля­ет­ся, что это зна­чит;
  • сде­лай­те крат­кий вывод или обоб­ще­ние.
  • 4. Гово­ри­те чет­ко и уве­рен­но.
  • 5. Под­дер­жи­вай­те визу­аль­ный кон­такт с экза­ме­на­то­ром (если это ком­форт­но).
  • 6. Исполь­зуй­те сло­ва-связ­ки в отве­те («пото­му что», «напри­мер», «кро­ме того», «с одной сто­ро­ны… с дру­гой сто­ро­ны», «таким обра­зом»).