Основная дата проведения итогового собеседования — 11 февраля 2026 года.
Резервные даты — 11 марта и 20 апреля 2025 года.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля.
В случае получения неудовлетворительного результата («незачёт») за итоговое собеседование участники итогового собеседования вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные даты.
В дополнительные сроки к участию в итоговом собеседовании допускаются обучающиеся
→ получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачёт»);
→ не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально (по решению педагогического совета школы);
→ не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным причинам;
→ удалённые с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения (по решению педагогического совета школы).
Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля
Структура итогового собеседования
Итоговое (устное) собеседование – это четко структурированный экзамен, состоящий из двух частей и четырех заданий, выполняемых последовательно за 15–16 минут (для лиц с ОВЗ – до 45 мин). Весь ответ участника аудио записывается. Ключевая цель – оценить практические навыки устной речи: чтение, пересказ, построение монолога и ведение диалога.
Часть 1: Работа с текстом (задания 1 и 2). Вы получаете один текст (обычно 170–200 слов, повествовательного характера, часто о выдающихся людях, событиях, явлениях науки/культуры):
- задание 1: чтение текста вслух. Подготовка – до 2 минут. Нужно прочитать текст выразительно, соблюдая нормы произношения, интонацию и темп;
- задание 2: подробный пересказ текста. Подготовка – до 2 минут. Нужно пересказать текст, обязательно включив в него приведенную в задании цитату (высказывание) уместно и логично. Разрешается использовать сделанные во время подготовки пометки в КИМ.
Наглядность: представим текст о подвиге врачей во время пандемии. Сначала вы его читаете, затем пересказываете, вставляя, например, цитату: «Как отметил главный инфекционист страны, «самоотверженность медиков стала щитом для миллионов».
Часть 2: Тематическое высказывание (задания 3 и 4):
- задание 3: монолог. Подготовка – 1 минута. Нужно выбрать ОДНУ из трех предложенных тем и построить связное монологическое высказывание (не менее 10 фраз). Типы тем: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленной проблеме;
- задание 4: диалог. Подготовки нет. Экзаменатор-собеседник задаст вам 3 вопроса по теме вашего монолога. Требуются развернутые, содержательные ответы.
Наглядность: вы выбираете описание фотографии с волонтерами, сажающими деревья. Рассказываете о ней (монолог). Затем экзаменатор спрашивает: «Как вы думаете, почему люди становятся волонтерами?», «Какие экологические проблемы актуальны в вашем регионе?», «Участвовали ли вы сами в подобных акциях?» (диалог).
На основании анализа последних лет (включая регламент 2024/25 и заявленные ФИПИ подходы) глобальных изменений в структуре и количестве заданий устного собеседования в 2026 году не ожидается. Формат из двух частей и четырех заданий, ключевые критерии оценивания останутся стабильными.
Как пересказать текст на устном собеседовании?
Пересказ – ключевое задание первой части, требующее не просто воспроизведения текста, а его осмысленной обработки с включением заданной цитаты. Максимум 4 балла.
Алгоритм выполнения:
- внимательное чтение (во время подготовки к заданию 1): уловите основную мысль, определите микротемы (основные смысловые части, обычно совпадают с абзацами);
- анализ цитаты (во время подготовки к заданию 2 — 2 мин): прочтите приведенное высказывание. Поймите его смысл и автора (если указан). Определите, к какой части текста (к какой микротеме) оно относится логически. Где его упоминание будет наиболее уместно? Обычно это середина пересказа при характеристике человека/явления или вывод.
Планирование пересказа:
- мысленно или кратко в черновике наметьте план по микротемам. Не пытайтесь запомнить дословно!
- Продумайте место для цитаты. Как ее ввести? («Как писал…», «По словам…», «Нельзя не вспомнить слова…», «Это подтверждается высказыванием…»).
Выполнение пересказа:
- излагайте текст своими словами, последовательно раскрывая микротемы;
- плавно включите цитату в нужном месте. Используйте вводные фразы;
- соблюдайте нормы цитирования: точное воспроизведение кавычек и авторства (если есть).
- Ошибка: «Жуков сказал про Рокоссовского что он был умным» вместо «Г. К. Жуков отмечал: «Рокоссовский был очень умным полководцем».
- оворите четко, связно, сохраняя естественный темп.
- Критерии успеха (как получить 4 балла):
- сохранены все основные микротемы исходного текста (2 балла);
- цитата включена уместно (к месту) и логично (обоснованно, по смыслу) (1 балл);
- цитата передана точно (без искажений), оформлена грамотно (есть кавычки, правильно назван автор/источник, если указан) (1 балл).
- Типичные ошибки:
- упустить или добавить микротему (теряет баллы по п1);
- «воткнуть» цитату куда попало, не связав с контекстом (0 по п2);
- исказить цитату, забыть кавычки, не указать автора (0 по п3);
- читать текст «по бумажке» или пытаться заучить дословно (сбивает темп, звучит неестественно).
- Повествование на основе жизненного опыта
- Это один из трех вариантов построения монолога. Его суть – рассказать историю из вашей жизни, связанную с предложенной темой. Максимум 3 балла.
- Как это выглядит в КИМ:
- заголовок: «Повествование на основе жизненного опыта»;
- тема: «Незабываемый поход (путешествие)».
- Задание: «Расскажите о том, как Вы ходили в поход (путешествовали). Не забудьте рассказать:
- куда и когда Вы ходили в поход (путешествовали);
- с кем Вы ходили в поход (путешествовали);
- что Вам запомнилось больше всего;
- чем закончилось Ваше путешествие (поход).»
- Как построить монолог? Начните с завязки (начало истории):
- укажите время и место, например: «Это случилось прошлым летом, когда мы с семьей отправились в поход по Кавказским горам…»;
- представьте участников: «Вместе со мной были мои родители и мой лучший друг Саша…»;
- обозначьте исходную ситуацию: «Мы давно мечтали о таком приключении и тщательно к нему готовились…».
- Развитие действия (кульминация — самое важное/запоминающееся):
- расскажите о событиях в хронологическом порядке: «В первый день… Потом… На третий день случилось нечто удивительное…»;
- опишите ключевое, самое яркое событие: «Больше всего мне запомнился момент, когда…», «Никогда не забуду, как…»;
- используйте глаголы действия для динамики: «Мы поднимались…», «Встретили…», «Преодолевали…», «Наблюдали…».
- Развязка (завершение истории):
- расскажите, чем все закончилось: «В итоге мы благополучно…», «Наше путешествие завершилось у…»;
- выразите свои чувства/вывод: «Это был незабываемый опыт…», «Я понял(а), что…», «Это путешествие научило меня…».
- Ключевые моменты для успеха:
- объем: не менее 10 фраз (М1: 2 балла);
- логика: события излагаются последовательно, без скачков и противоречий (М2: 1 балл);
- личный опыт: история должна быть правдивой (или правдоподобной), основанной на вашем опыте. Не сочиняйте фантастику!
- Эмоции. Не бойтесь делиться чувствами, которые вы испытывали: «Мне было страшно, но интересно…», «Мы невероятно обрадовались…»;
- детали. Добавляйте конкретику для живости: «…у ручья с ледяной водой», «…с тяжелыми рюкзаками за спиной», «…когда увидели рассвет над горами»;
- подготовка (1 минута): быстро выберите подходящую реальную историю. Набросайте мысленно или в черновике ключевые точки: Место/Время? Кто? Что случилось (главное событие)? Чем закончилось? Чувства/Вывод.
- Как описывают фотографии на устном собеседовании
- Это самый популярный выбор среди девятиклассников. Задача – устно описать изображение на фотографии, следуя предложенному плану. Максимум 3 балла.
- Как это выглядит в КИМ:
- заголовок: «описание фотографии»;
- тема (например): «занятие спортом»;
- картинка: фотография (например, дети играют в футбол на школьном стадионе).
- Задание: «Опишите фотографию. Не забудьте описать:
- место и время действия;
- событие, изображённое на фотографии;
- действующих лиц;
- их внешний вид;
- их действия;
- настроение, которое передает фотография.»
- Как построить монолог? Начинайте с общего впечатления и контекста:
- что изображено? Какое общее впечатление? («На этой фотографии запечатлен яркий момент спортивной игры…», «Фото передает атмосферу дружеского соревнования…»);
- укажите место и (если понятно) время года/суток/события: «Действие происходит на школьном стадионе, вероятно, весенним днем…», «Мы видим спортивный зал во время соревнований…»).
- Действующие лица и событие:
- назовите основных участников: «На переднем плане мы видим двух мальчиков…», «На фотографии изображены юные футболисты…»;
- кратко опишите их внешний вид (одежда, позы, выражение лиц — только самое характерное, не перечисляйте все детали!) «Они одеты в спортивную форму, их лица сосредоточены…», «У девочки в центре радостная улыбка и яркая повязка на голове…»;
- опишите событие и действия героев: «Мальчики азартно борются за мяч…», «Девочка забивает решающий гол…», «Команда ликует после победы…»;
- детали фона (кратко): что происходит на заднем плане? «На трибунах видны болельщики…», «На заднем плане зеленеют деревья…».
- Настроение и заключение:
- опишите настроение, которое передает фото: «Фотография излучает энергию, радость и спортивный азарт…», «Снимок передает чувство единства и командного духа…»;
- сделайте общий вывод или выразите свое отношение: «Это фото – отличный пример того, как спорт объединяет людей…», «Мне кажется, фотографу удалось поймать очень эмоциональный момент…».
- Ключевые моменты для успеха:
- объем: не менее 10 фраз;
- логика: описание структурировано (от общего к частному, от переднего плана к заднему), детали не «перескакивают»;
- следование плану: обязательно раскройте все пункты, указанные в задании (место, событие, лица, внешность, действия, настроение). Это гарантирует полноту;
- детализация (умеренная). Используйте точные прилагательные и наречия: «яркий мяч», «сосредоточенно смотрят», «стремительно бежит». Избегайте банальностей («красивая картинка», «хорошие люди»);
- субъективность: ваше восприятие настроения – это ваше мнение. Обоснуйте его: «Настроение радостное, потому что все улыбаются…».
- Подготовка (1 минута): внимательно рассмотрите фото. Определите:
- Где? Когда?
- Что происходит (событие)?
- Кто главные герои? Как выглядят? Что делают?
- Какое общее настроение? Почему?
- Мысленно составьте фразы по каждому пункту задания.
- Что такое рассуждение на устном собеседовании?
- Рассуждение — это самый сложный, но и самый выигрышный вариант монолога на итоговом собеседовании. В отличие от описания фотографии или повествования о личном опыте, здесь вам предстоит не просто рассказать, а продемонстрировать работу своей мысли. По сути, это ваша мини-презентация на 2–3 минуты, где вы выступаете в роли мыслителя, способного анализировать, доказывать и делать выводы.
- Из чего строится классическое рассуждение (формула успеха):
- 1. Тезис (ваша главная мысль). Это ваш четкий и ясный ответ на поставленный проблемный вопрос. Он задает вектор всей речи.
- Пример вопроса: «Нужно ли современному человеку умение работать руками?»:
- правильный тезис: «Я уверен(а), что в цифровую эпоху умение работать руками не только не утратило актуальности, но и стало признаком самостоятельности и свободы человека»;
- ошибка: «Ну, работать руками полезно… иногда… это хорошо…» (расплывчато и неконкретно).
- 2. Аргументы (2–3 доказательства). Это фундамент вашего высказывания. Каждый аргумент должен подкреплять тезис и быть развернутым:
- аргумент 1 (логический + пример): «Во-первых, ручной труд развивает мозг. Исследования показывают, что нейронные связи активнее формируются, когда мы что-то создаем физически, а не просто листаем ленту соцсетей. Например, сборка моделей или обучение игре на гитаре улучшают концентрацию и память»;
- аргумент 2 (из жизни/литературы): «Во-вторых, это вопрос независимости. Умение починить велосипед, собрать мебель или приготовить сложное блюдо делает человека менее уязвимым перед внешними обстоятельствами. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Я бы перефразировал: «Ты в ответе за все, что можешь починить сам»».
- 3. Вывод. Краткое и сильное резюме, которое подводит итог всему сказанному и еще раз подтверждает ваш тезис:
- Пример вывода: «Таким образом, умение работать руками — это не пережиток прошлого, а важный навык будущего, который делает нас умнее, самостоятельнее и свободнее».
- Темы рассуждения на устном собеседовании
- Как выбрать тему и не прогадать? Темы для рассуждения всегда формулируются как проблемный вопрос. Самые частые категории:
- нравственный выбор: «Что важнее: быть правым или быть добрым?», «Всегда ли нужно говорить правду?»;
- вызовы современности: «Может ли искусственный интеллект заменить учителя?», «Соцсети: разъединяют или объединяют людей?»;
- вечные ценности: «Что такое настоящая дружба?», «Зачем человеку мечтать?».
- Советы для безупречного выполнения:
- используйте языковой «каркас»: Связки типа «С одной стороны… с другой стороны…», «Представим, что…», «Это доказывает, что…» сделают вашу речь структурированной;
- будьте краткими, но глубокими: не пытайтесь объять необъятное. Лучше взять 2 сильных аргумента и раскрыть их, чем перечислять 5 слабых;
- апеллируйте к авторитетам: упоминание книг, исторических личностей, научных фактов (даже известных) резко повышает весомость ваших слов;
- следите за временем: идеальное рассуждение — это 12–15 фраз, уложенных в 2,5–3 минуты.
- Чего избегать:
- штампов: «В наше время все сидят в телефонах…»;
- неаргументированных утверждений: «Это плохо/хорошо, потому что я так думаю»;
- ухода от темы: если вопрос о дружбе между людьми, не нужно рассказывать о своей собаке.
- Диалог устного собеседования
- Диалог – это заключительное задание, напрямую связанное с вашим только что произнесенным монологом (задание 3). Экзаменатор-собеседник задает вам три вопроса по выбранной вами теме. Ваша задача – дать развернутые, содержательные ответы. Максимум 3 балла.
- Как это происходит:
- сразу после вашего монолога экзаменатор говорит что-то вроде: «Спасибо. А теперь я хотел(а) бы задать вам несколько вопросов по этой теме»;
- вопросы берутся из КИМ и напрямую связаны с темой вашего монолога. Они направлены на углубление темы, уточнение вашей позиции, выявление вашего мнения или опыта.
- Примеры (для темы «Занятие спортом» после описания фото):
- «Как вы считаете, почему для подростков важно заниматься спортом?»
- «Какие виды спорта популярны среди ваших сверстников?»
- «Расскажите, каким спортом увлекаетесь вы?»
- Например, вопрос: «Почему важно заниматься спортом?
- односложно (0 баллов): «Чтобы быть здоровым»;
- развернуто (засчитывается): «Заниматься спортом важно, прежде всего, для укрепления здоровья. Он помогает развивать выносливость, силу, делает тело более крепким и гибким. Кроме того, спорт учит дисциплине и умению работать в команде, что полезно и в учебе, и в жизни».
- Вопрос: «Каким спортом вы увлекаетесь?»
- односложно (0 баллов): «Плаванием»
- развернуто (засчитывается): «Я увлекаюсь плаванием. Хожу в бассейн три раза в неделю. Мне нравится, как вода снимает напряжение после учебы, и я чувствую, что это отлично развивает все группы мышц. В прошлом году я даже участвовал(а) в школьных соревнованиях».
- Стратегия успеха:
- 1. Внимательно слушайте вопрос. Убедитесь, что поняли его правильно. Если что-то не расслышали или не поняли, вежливо переспросите: «Извините, не могли бы вы повторить вопрос?».
- 2. Не спешите. Подумайте 5–10 секунд, прежде чем начать отвечать.
- 3. Стройте ответ как мини-монолог:
- начните с прямого ответа на вопрос (повторите ключевое слово вопроса или используйте вводную фразу: «Я считаю, что…», «На мой взгляд…», «Я увлекаюсь…»);
- приведите 1–2 аргумента, объяснение или пример, почему вы так думаете, как это проявляется, что это значит;
- сделайте краткий вывод или обобщение.
- 4. Говорите четко и уверенно.
- 5. Поддерживайте визуальный контакт с экзаменатором (если это комфортно).
- 6. Используйте слова-связки в ответе («потому что», «например», «кроме того», «с одной стороны… с другой стороны», «таким образом»).







