Адресные рекомендации для учителей, ответственных за проведение ВПР

В соот­вет­ствии с пись­мом управ­ле­ния по над­зо­ру за соблю­де­ни­ем зако­но­да­тель­ства в сфе­ре обра­зо­ва­ния от 01.12.2020 № 713/09–16 ,мето­ди­че­ских реко­мен­да­ций по орга­ни­за­ции обще­об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са обще­об­ра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций Рес­пуб­ли­ки Крым на уровне обще­го обра­зо­ва­ния на осно­ве резуль­та­тов Все­рос­сий­ских про­ве­роч­ных работ, про­ве­ден­ных в  сен­тяб­ре-октяб­ре 2020 учеб­но­го года ,под­го­тов­лен­ных ГКУ РК «Инфор­ма­ци­о­но-мето­ди­че­ским ,ана­ли­ти­че­ским цен­тром» был про­ве­ден поэле­мент­ный ана­лиз ВПР…

ВПР в 5–8  клас­сах по  рус­ско­му язы­ку

По резуль­та­там про­ве­ден­но­го поэле­мент­но­го ана­ли­за опре­де­ле­ны    нес­фор­ми­ро­ван­ные уме­ния и виды дея­тель­но­сти:

- уме­ние рас­по­зна­вать одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния (в т.ч. одно­род. глав­ные чл.);

- уме­ние клас­си­фи­ци­ро­вать соглас­ные зву­ки;

- адек­ват­но фор­му­ли­ро­вать зна­че­ние сло­ва в пись­мен­ной фор­ме,  соблю­дая нор­мы постро­е­ния пред­ло­же­ния и сло­во­упо­треб­ле­ния

- уме­ние рас­по­зна­вать име­на суще­стви­тель­ные  в пред­ло­же­нии, рас­по­зна­вать грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ни суще­стви­тель­но­го;

- уме­ние рас­по­зна­вать име­на при­ла­га­тель­ные в пред­ло­же­нии, рас­по­зна­вать грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ни при­ла­га­тель­но­го; 

- уме­ние рас­по­зна­вать гла­го­лы  в пред­ло­же­нии; уме­ние клас­си­фи­ци­ро­вать сло­ва по соста­ву ( в т.ч. опре­де­ле­ние по дан­ной  мор­фем­ной схе­ме слова)-умение под­би­рать к сло­ву близ­кие по зна­че­нию сло­ва.  

На уро­ках необ­хо­ди­мо про­дол­жить рабо­ту над тек­стом, лек­си­че­ским зна­че­ни­ем тех или иных слов, пред­став­ля­ю­щих слож­ность для пони­ма­ния обу­ча­ю­щи­ми­ся;

Актив­нее исполь­зо­вать зада­ния на кон­троль сфор­ми­ро­ван­но­сти уме­ния рас­по­зна­вать уро­вень и еди­ни­цы язы­ка в предъ­яв­лен­ном тек­сте, видеть вза­и­мо­связь меж­ду ними;

Исполь­зо­вать язы­ко­вые сред­ства адек­ват­но цели обще­ния и рече­вой ситу­а­ции; 

Уде­лять осо­бое вни­ма­ние пла­ни­ро­ва­нию теку­ще­го повто­ре­ния, в том чис­ле осу­ществ­лять регу­ляр­ный кон­троль оста­точ­ных зна­ний по изу­чен­ным ранее раз­де­лам кур­са рус­ско­го язы­ка;

При про­ве­де­нии раз­лич­ных форм теку­ще­го и про­ме­жу­точ­но­го кон­тро­ляü в учеб­ном про­цес­се широ­ко исполь­зо­вать зада­ния раз­ных типов, ана­ло­гич­ные зада­ни­ям ВПР.

Про­дол­жить рабо­ту над закреп­ле­ни­ем орфо­гра­фи­че­ских навы­ков; завер­шить про­хож­де­ние темы «Гла­гол», закре­пить навык выпол­не­ния мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра. Необ­хо­ди­мо уси­лить рабо­ту в таких направ­ле­ни­ях, как «Соблю­де­ние орфо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных норм», «Рабо­та с тек­стом», «Сти­ли речи», «Основ­ная мысль тек­ста» (пони­ма­ние обу­ча­ю­щи­ми­ся предъ­яв­ля­е­мой тек­сто­вой инфор­ма­ции, ори­ен­ти­ро­ва­ние в содер­жа­нии тек­ста,  уме­ния  ана­ли­зи­ро­вать про­чи­тан­ный текст с точ­ки зре­ния его основ­ной мыс­ли, рас­по­зна­вать и фор­му­ли­ро­вать основ­ную мысль тек­ста в пись­мен­ной фор­ме) Про­дол­жить уси­лен­ную рабо­ту в таких направ­ле­ни­ях, как ори­ен­ти­ро­ва­ние в содер­жа­нии про­чи­тан­но­го тек­ста, пони­ма­ние его целост­но­го смыс­ла, нахож­де­ние в тек­сте тре­бу­е­мой инфор­ма­ции. Необ­хо­ди­мо про­дол­жить фор­ми­ро­ва­ние уме­ния рас­по­зна­вать про­из­вод­ные сою­зы в задан­ных пред­ло­же­ни­ях, отли­чать их от омо­ни­мич­ных частей речи; орфо­гра­фи­че­ско­го уме­ния пра­виль­но писать про­из­вод­ные сою­зы; уме­ния опо­зна­вать функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи, пред­став­лен­ные в тек­сте. Необ­хо­ди­мо про­дол­жить фор­ми­ро­ва­ние уме­ния рас­по­зна­вать про­из­вод­ные пред­ло­ги в задан­ных пред­ло­же­ни­ях, отли­чать их от омо­ни­мич­ных частей речи; орфо­гра­фи­че­ско­го уме­ния пра­виль­но писать про­из­вод­ные пред­ло­ги; уме­ния опо­зна­вать функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы речи, пред­став­лен­ные в тек­сте. Отра­бо­тать навы­ки мор­фо­ло­ги­че­ско­го, син­так­си­че­ско­го  раз­бо­ра,  рас­по­зна­ва­ния лек­си­че­ско­го зна­че­ния слов в кон­тек­сте. Сфор­ми­ро­вать уме­ние опо­зна­вать пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том, дее­при­част­ным обо­ро­том, обра­ще­ни­ем; нахо­дить гра­ни­цы при­част­но­го и дее­при­част­но­го обо­ро­тов. На уро­ках раз­ви­тия речи про­дол­жить фор­ми­ро­вать уме­ния опо­зна­вать функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вые типы Рабо­тать над тек­стом, лек­си­че­ским зна­че­ни­ем слов, пред­став­ля­ю­щих слож­ность для пони­ма­ния обу­ча­ю­щи­ми­ся; закреп­ле­ни­ем орфо­гра­фи­че­ских навы­ков

 ВПР  по обще­ст­во­зна­нию

По резуль­та­там про­ве­ден­но­го поэле­мент­но­го ана­ли­за опре­де­ле­ны нес­фор­ми­ро­ван­ные уме­ния и виды дея­тель­но­сти: выде­лять сущ­ност­ные харак­те­ри­сти­ки и основ­ные виды дея­тель­но­сти людей, объ­яс­нять роль моти­вов в дея­тель­но­сти чело­ве­ка; выпол­нять неслож­ные прак­ти­че­ские зада­ния по ана­ли­зу ситу­а­ций, свя­зан­ных с раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми раз­ре­ше­ния меж­лич­ност­ных кон­флик­тов; пони­ма­ние основ­ных прин­ци­пов жиз­ни обще­ства, уме­ния реа­ли­зо­вы­вать основ­ные соци­аль­ные роли в пре­де­лах сво­ей дее­спо­соб­но­сти; харак­те­ри­зо­вать и иллю­стри­ро­вать кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми груп­пы потреб­но­стей чело­ве­ка; при­во­дить при­ме­ры основ­ных видов дея­тель­но­сти чело­ве­ка; раз­ли­чать эко­но­ми­че­ские, соци­аль­ные, поли­ти­че­ские, куль­тур­ные явле­ния и про­цес­сы обще­ствен­ной жиз­ни; исполь­зо­вать рече­вые сред­ства в соот­вет­ствии с зада­чей ком­му­ни­ка­ции; вла­де­ние уст­ной и пись­мен­ной речью, моно­ло­ги­че­ской кон­текст­ной речью; нахо­дить, извле­кать и осмыс­ли­вать инфор­ма­цию пра­во­во­го харак­те­ра, полу­чен­ную из доступ­ных источ­ни­ков, систе­ма­ти­зи­ро­вать, ана­ли­зи­ро­вать полу­чен­ные дан­ные. На уро­ках необ­хо­ди­мо повто­рить тео­ре­ти­че­ские све­де­ния по всем раз­де­лам обще­ст­во­зна­ния, по резуль­та­там ана­ли­за спла­ни­ро­вать кор­рек­ци­он­ную рабо­ту по устра­не­нию выяв­лен­ных про­бе­лов ,орга­ни­зо­вать сопут­ству­ю­щее повто­ре­ние на уро­ках по темам, про­блем­ным для клас­са в целом, орга­ни­зо­вать инди­ви­ду­аль­ные тре­ни­ро­воч­ные упраж­не­ния для уча­щих­ся по раз­де­лам учеб­но­го кур­са, вызвав­шим наи­боль­шее затруд­не­ние; (в рам­ках уро­ка), на уро­ках орга­ни­зо­вать рабо­ту с тек­сто­вой инфор­ма­ци­ей, что долж­но обес­пе­чить фор­ми­ро­ва­ние ком­му­ни­ка­тив­ной ком­пе­тент­но­сти школь­ни­ка: «погру­жа­ясь в текст», гра­мот­но его интер­пре­ти­ро­вать, выде­лять раз­ные виды инфор­ма­ции и исполь­зо­вать её в сво­ей рабо­те ,совер­шен­ство­вать навы­ки рабо­ты уча­щих­ся со спра­воч­ной лите­ра­ту­рой, иллю­стра­тив­ным мате­ри­а­лом.

 ВПР в 5 клас­се по мате­ма­ти­ке

Исхо­дя из ана­ли­за  в 5‑х клас­сах к нес­фор­ми­ро­ван­ным уме­ни­ям и навы­кам мож­но отне­сти сле­ду­ю­щие: уме­ние читать, запи­сы­вать и срав­ни­вать вели­чи­ны (мас­су, вре­мя, дли­ну, пло­щадь, ско­рость), исполь­зуя основ­ные еди­ни­цы изме­ре­ния вели­чин и соот­но­ше­ния меж­ду ними 
(кило­грамм — грамм; час — мину­та, мину­та — секун­да; кило­метр — метр, метр — деци­метр, деци­метр — сан­ти­метр, метр — сан­ти­метр, сан­ти­метр — мил­ли­метр); выде­лять неиз­вест­ный ком­по­нент ариф­ме­ти­че­ско­го дей­ствия и нахо­дить его зна­че­ние; решать ариф­ме­ти­че­ским спо­со­бом ( в 1−2 дей­ствия) учеб­ные зада­чи и зада­чи, свя­зан­ные с повсе­днев­ной жиз­нью уме­ние решать тек­сто­вые зада­чи (5‑Б класс);умение выпол­нять постро­е­ние гео­мет­ри­че­ских фигур с задан­ны­ми изме­ре­ни­я­ми (отре­зок, квад­рат, пря­мо­уголь­ник) с помо­щью линей­ки, уголь­ни­ка (5‑А класс)умение решать зада­чи в 3—4 дей­ствия; уме­ние интер­пре­ти­ро­вать инфор­ма­цию, полу­чен­ную при про­ве­де­нии неслож­ных иссле­до­ва­ний (объ­яс­нять, срав­ни­вать и обоб­щать дан­ные, делать выво­ды и про­гно­зы).

Для под­го­тов­ки к ВПР в 5 клас­се мож­но посо­ве­то­вать учи­те­лям уде­лять боль­ше вре­ме­ни реше­нию тек­сто­вых задач, отра­ба­ты­вать вычис­ли­тель­ные уме­ния уче­ни­ков, а так­же при­вле­кать силь­ных уча­щих­ся к реше­нию нестан­дарт­ных и олим­пи­ад­ных задач.

ВПР  по мате­ма­ти­ке

Исхо­дя из ана­ли­за ВПР- к нес­фор­ми­ро­ван­ным уме­ни­ям и навы­кам мож­но отне­сти сле­ду­ю­щие: стро­ить гра­фик линей­ной функ­ции, пред­став­лять дан­ные в виде таб­лиц, диа­грамм, гра­фи­ков / иллю­стри­ро­вать с помо­щью гра­фи­ка реаль­ную зави­си­мость или про­цесс по их харак­те­ри­сти­кам ,оце­ни­вать резуль­та­ты вычис­ле­ний при реше­нии прак­ти­че­ских задач / решать зада­чи на осно­ве рас­смот­ре­ния реаль­ных ситу­а­ций, в кото­рых не тре­бу­ет­ся точ­ный вычис­ли­тель­ный резуль­тат. Выпол­нять неслож­ные пре­об­ра­зо­ва­ния выра­же­ний: рас­кры­вать скоб­ки, при­во­дить подоб­ные сла­га­е­мые, исполь­зо­вать фор­му­лы сокра­щён­но­го умно­же­ния. Опе­ри­ро­вать на базо­вом уровне поня­ти­я­ми гео­мет­ри­че­ских фигур; извле­кать инфор­ма­цию о гео­мет­ри­че­ских фигу­рах, пред­став­лен­ную на чер­те­жах в явном виде / при­ме­нять гео­мет­ри­че­ские фак­ты для реше­ния задач, в том чис­ле пред­по­ла­га­ю­щих несколь­ко шагов реше­ния. Решать зада­чи раз­ных типов (на рабо­ту, покуп­ки, дви­же­ние) / решать про­стые и слож­ные зада­чи раз­ных типов, выби­рать соот­вет­ству­ю­щие урав­не­ния или систе­мы урав­не­ний для состав­ле­ния мате­ма­ти­че­ской моде­ли задан­ной реаль­ной ситу­а­ции или при­клад­ной зада­чи.  В 6 ,7 клас­сах при под­го­тов­ке к ВПР по мате­ма­ти­ке уде­лять боль­ше вре­ме­ни реше­нию тек­сто­вых задач, отра­ба­ты­вать вычис­ли­тель­ные уме­ния уче­ни­ков, уде­лять боль­ше вре­ме­ни раз­ви­тию гео­мет­ри­че­ских пред­став­ле­ний, а так­же при­вле­кать силь­ных уча­щих­ся к реше­нию нестан­дарт­ных и олим­пи­ад­ных задач.

ВПР  по физи­ке

Исхо­дя из ана­ли­за  в 8‑х клас­сах к нес­фор­ми­ро­ван­ным уме­ни­ям и навы­кам мож­но отне­сти сле­ду­ю­щие: исполь­зо­вать при выпол­не­нии учеб­ных задач спра­воч­ные мате­ри­а­лы; делать выво­ды по резуль­та­там иссле­до­ва­ния Решать зада­чи, исполь­зуя фор­му­лы, свя­зы­ва­ю­щие физи­че­ские вели­чи­ны (путь, ско­рость, мас­са тела, плот­ность веще­ства, сила, дав­ле­ние): на осно­ве ана­ли­за усло­вия зада­чи, выде­лять физи­че­ские вели­чи­ны и фор­му­лы, необ­хо­ди­мые для ее реше­ния, про­во­дить рас­че­ты. Решать зада­чи , исполь­зуя физи­че­ские зако­ны (закон сохра­не­ния энер­гии, закон Гука, закон Пас­ка­ля, закон Архи­ме­да) и фор­му­лы, свя­зы­ва­ю­щие физи­че­ские вели­чи­ны (путь, ско­рость, мас­са тела, плот­ность веще­ства, сила, дав­ле­ние, кине­ти­че­ская энер­гия, потен­ци­аль­ная энер­гия, меха­ни­че­ская рабо­та, меха­ни­че­ская мощ­ность, КПД про­сто­го меха­низ­ма, сила тре­ния сколь­же­ния, коэф­фи­ци­ент тре­ния): на осно­ве ана­ли­за усло­вия зада­чи запи­сы­вать крат­кое усло­вие, выде­лять физи­че­ские вели­чи­ны, зако­ны и фор­му­лы, необ­хо­ди­мые для ее реше­ния, про­во­дить рас­че­ты и оце­ни­вать реаль­ность полу­чен­но­го зна­че­ния физи­че­ской вели­чи­ны. Ана­ли­зи­ро­вать отдель­ные эта­пы про­ве­де­ния иссле­до­ва­ний и интер­пре­ти­ро­вать резуль­та­ты наблю­де­ний и опы­тов. В целях повы­ше­ния каче­ства обра­зо­ва­ния школь­ни­ков по физи­ке учи­те­лям физи­ки необ­хо­ди­мо обра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щее:

- на уро­ках подроб­но рас­кры­вать физи­че­ский смысл изу­ча­е­мых зако­нов и вели­чин, исполь­зуя обоб­щен­ные пла­ны;

– учить опи­сы­вать и объ­яс­нять физи­че­ские явле­ния и свой­ства тел в раз­ном виде: тек­сто­вом, таб­лич­ном, гра­фи­че­ском;

– про­во­дить все опы­ты, преду­смот­рен­ные про­грам­мой по иссле­до­ва­нию изу­чен­ных явле­ний и про­цес­сов;

– шире прак­ти­ко­вать зада­ния с раз­вер­ну­тым отве­том, на логи­ку, поиск вер­но­го реше­ния из несколь­ких вари­ан­тов, в том чис­ле – каче­ствен­ных задач, зада­ния на рабо­ту с тек­стом физи­че­ско­го содер­жа­ния;– учить обу­ча­ю­щих­ся прак­ти­че­ско­му при­ме­не­нию усво­ен­ных зна­ний по физи­ке, исполь­зуя про­ект­но-иссле­до­ва­тель­ские фор­мы и мето­ды обу­че­ния, ситу­а­ци­он­ные зада­чи и ком­пе­тент­ност­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные зада­ния;

- при реше­нии рас­чет­ных задач исполь­зо­вать обоб­щен­ные пла­ны и алго­рит­мы реше­ния физи­че­ских задач, пока­зы­вать раз­ные мето­ды реше­ния задач, оцен­ку реше­ния про­во­дить в соот­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми, делать под­бор­ки раз­но­уров­не­вых задач по раз­ным темам;

- уве­ли­чить коли­че­ство реша­е­мых гра­фи­че­ских задач, на чте­ние и ана­лиз гра­фи­ков дви­же­ния.

- исполь­зо­вать гра­фи­ки, таб­ли­цы, рисун­ки, фото­гра­фии экс­пе­ри­мен­таль­ных уста­но­вок для полу­че­ния исход­ных дан­ных при реше­нии физи­че­ских задач. Исполь­зо­вать зада­чи с избы­точ­ны­ми дан­ны­ми, зада­чи-оцен­ки.

ВПР по гео­гра­фии

В ходе про­ве­де­ния Все­рос­сий­ской про­ве­роч­ной рабо­ты выяви­лись нес­фор­ми­ро­ван­ные уме­ния и навы­ки: уме­ния созда­вать, при­ме­нять и пре­об­ра­зо­вы­вать моде­ли и схе­мы для реше­ния учеб­ных задач. Уме­ния ори­ен­ти­ро­вать­ся в источ­ни­ках гео­гра­фи­че­ской инфор­ма­ции: нахо­дить и извле­кать необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию; опре­де­лять и срав­ни­вать пока­за­те­ли, харак­те­ри­зу­ю­щие гео­гра­фи­че­ские объ­ек­ты, про­цес­сы и явле­ния, их поло­же­ние в про­стран­стве. Уме­ние исполь­зо­вать источ­ни­ки гео­гра­фи­че­ской инфор­ма­ции для реше­ния раз­лич­ных задач. Уме­ние раз­ли­чать изу­чен­ные гео­гра­фи­че­ские объ­ек­ты, про­цес­сы и явле­ния на осно­ве извест­ных харак­тер­ных свойств. Спо­соб­ность исполь­зо­вать зна­ния о гео­гра­фи­че­ских зако­нах и зако­но­мер­но­стях, о вза­и­мо­свя­зях меж­ду изу­чен­ны­ми гео­гра­фи­че­ски­ми объ­ек­та­ми, про­цес­са­ми и явле­ни­я­ми для объ­яс­не­ния их свойств, усло­вий про­те­ка­ния и раз­ли­чий. Уме­ние раз­ли­чать гео­гра­фи­че­ские про­цес­сы и явле­ния, опре­де­ля­ю­щие осо­бен­но­сти при­ро­ды мате­ри­ков и оке­а­нов. Необ­хо­ди­мо отра­ба­ты­вать

вла­де­ние осно­ва­ми кар­то­гра­фи­че­ской гра­мот­но­сти и исполь­зо­ва­ния гео­гра­фи­че­ской кар­ты для реше­ния раз­но­об­раз­ных задач. Навы­ки исполь­зо­ва­ния раз­лич­ных источ­ни­ков гео­гра­фи­че­ской инфор­ма­ции для реше­ния учеб­ных задач ,смыс­ло­вое чте­ние. Прак­ти­че­ские уме­ния и навы­ки исполь­зо­ва­ния коли­че­ствен­ных и каче­ствен­ных харак­те­ри­стик ком­по­нен­тов гео­гра­фи­че­ской сре­ды Сфор­ми­ро­ван­ность пред­став­ле­ний о гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тах, про­цес­сах, явле­ни­ях, зако­но­мер­но­стях; вла­де­ние поня­тий­ным аппа­ра­том гео­гра­фии. Уме­ния и навы­ки исполь­зо­ва­ния раз­но­об­раз­ных гео­гра­фи­че­ских зна­ний для объ­яс­не­ния и оцен­ки явле­ний и про­цес­сов, пер­вич­ные ком­пе­тен­ции исполь­зо­ва­ния тер­ри­то­ри­аль­но­го под­хо­да как осно­вы гео­гра­фи­че­ско­го мыш­ле­ния. Для повы­ше­ния каче­ства зна­ний по гео­гра­фии необ­хо­ди­мо обра­тить осо­бое вни­ма­ние на повто­ре­ние, закреп­ле­ние и на выпол­не­ние домаш­них зада­ний при изу­че­нии тем: «Гра­дус­ная сет­ка», «Гео­гра­фи­че­ские коор­ди­на­ты. Широ­та. Дол­го­та»: опре­де­лять коор­ди­на­ты точек, рас­счи­ты­вать про­тя­жен­ность в гра­ду­сах и кило­мет­рах, опре­де­лять направ­ле­ния на гра­дус­ной сет­ке.

Исполь­зо­вать на уро­ках зада­ния по сопо­став­ле­нию гео­гра­фи­че­ских карт раз­лич­ной тема­ти­ки. Боль­ше вни­ма­ния уде­лять отра­бот­ке уме­ния по нане­се­нию гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов на кон­тур­ную кар­ту. Фор­ми­ро­вать уме­ния:  по соот­не­се­нию гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов и их пер­во­от­кры­ва­те­лей;  по ана­ли­зу гео­гра­фи­че­ско­го тек­ста, извле­че­нию кон­крет­ной инфор­ма­ции к задан­но­му вопро­су;  пре­об­ра­зо­ва­нию инфор­ма­ции из одной зна­ко­вой систе­мы в дру­гую.

Для успеш­но­го осво­е­ния и пони­ма­ния гео­гра­фи­че­ских про­цес­сов и явле­ний обя­за­тель­но выпол­нять прак­ти­че­ские рабо­ты на мест­но­сти.

ВПР по исто­рии

На после­ду­ю­щих уро­ках исто­рии необ­хо­ди­мо отра­ба­ты­вать сле­ду­ю­щие уме­ния и навы­ки:

 уме­ние осо­знан­но исполь­зо­вать рече­вые сред­ства в соот­вет­ствии с зада­чей ком­му­ни­ка­ции; вла­де­ние осно­ва­ми само­кон­тро­ля, само­оцен­ки, при­ня­тия реше­ний и осу­ществ­ле­ния осо­знан­но­го выбо­ра в учеб­ной и позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти; уме­ние созда­вать, при­ме­нять и пре­об­ра­зо­вы­вать зна­ки и сим­во­лы, моде­ли и схе­мы для реше­ния учеб­ных и позна­ва­тель­ных задач; вла­де­ние осно­ва­ми само­кон­тро­ля, само­оцен­ки, при­ня­тия реше­ний и осу­ществ­ле­ния осо­знан­но­го выбо­ра в учеб­ной и позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти; уме­ние созда­вать, при­ме­нять и пре­об­ра­зо­вы­вать зна­ки и сим­во­лы, моде­ли и схе­мы для реше­ния учеб­ных и позна­ва­тель­ных задач; вла­де­ние осно­ва­ми само­кон­тро­ля, само­оцен­ки, при­ня­тия реше­ний и осу­ществ­ле­ния осо­знан­но­го выбо­ра в учеб­ной и позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти; уме­ние уста­нав­ли­вать при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи, стро­ить логи­че­ское рас­суж­де­ние, умо­за­клю­че­ние (индук­тив­ное, дедук­тив­ное и по ана­ло­гии) и делать выво­ды; вла­де­ние осно­ва­ми само­кон­тро­ля, само­оцен­ки, при­ня­тия реше­ний и осу­ществ­ле­ния осо­знан­но­го выбо­ра в учеб­ной и позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти; уме­ние опре­де­лять поня­тия, созда­вать обоб­ще­ния, уста­нав­ли­вать ана­ло­гии, клас­си­фи­ци­ро­вать, само­сто­я­тель­но выби­рать осно­ва­ния и кри­те­рии для клас­си­фи­ка­ции; уме­ние созда­вать обоб­ще­ния, клас­си­фи­ци­ро­вать, само­сто­я­тель­но выби­рать осно­ва­ния и кри­те­рии для клас­си­фи­ка­ции; сфор­ми­ро­ван­ность важ­ней­ших куль­тур­но-исто­ри­че­ских ори­ен­ти­ров для граж­дан­ской, этно­на­ци­о­наль­ной, соци­аль­ной, куль­тур­ной само­иден­ти­фи­ка­ции лич­но­сти

 Как помочь уча­щим­ся под­го­то­вить­ся к ВПР?

(реко­мен­да­ции для учи­те­лей) 

1. Составь­те план под­го­тов­ки по ваше­му пред­ме­ту и рас­ска­жи­те о нем уча­щим­ся. План-гра­фик, кото­рый мак­си­маль­но учи­ты­ва­ет все собы­тия школь­ной жиз­ни, празд­ни­ки и меро­при­я­тия, поз­во­лит зара­нее спла­ни­ро­вать объ­ем и сро­ки изу­че­ния учеб­но­го мате­ри­а­ла. Важ­но дать уча­щим­ся инфор­ма­цию о гра­фи­ке рабо­ты на год, регу­ляр­но обра­щая их вни­ма­ние на то, какая часть мате­ри­а­ла уже прой­де­на, а какую еще оста­лось прой­ти.

2. Дай­те уча­щим­ся воз­мож­ность оце­нить их дости­же­ния в уче­бе.

Обсуж­дая с уча­щи­ми­ся прой­ден­ный мате­ри­ал, делай­те акцент на том, что им уда­лось изу­чить и что у них полу­ча­ет­ся хоро­шо. Ставь­те перед ними дости­жи­мые крат­ко­сроч­ные учеб­ные цели и пока­зы­вай­те, как дости­же­ние этих целей отра­жа­ет­ся на дол­го­сроч­ном гра­фи­ке под­го­тов­ки к ВПР.

3. Не гово­ри­те с уча­щи­ми­ся о ВПР слиш­ком часто.

Регу­ляр­но про­во­ди­те корот­кие демон­стра­ци­он­ные рабо­ты в тече­ние года вме­сто серии боль­ших кон­троль­ных работ за месяц до ВПР. Обсуж­дай­те основ­ные вопро­сы и инструк­ции, каса­ю­щи­е­ся ВПР. Даже если рабо­та в клас­се свя­за­на с ВПР, не заост­ряй­те на ней вни­ма­ние.

4. Исполь­зуй­те при изу­че­нии учеб­но­го мате­ри­а­ла раз­лич­ные педа­го­ги­че­ские тех­но­ло­гии, мето­ды и при­е­мы.

Учеб­ный мате­ри­ал дол­жен быть раз­но­об­ра­зен: пла­ка­ты, интел­лект-кар­ты, пре­зен­та­ции, роле­вые игры, про­ек­ты, твор­че­ские зада­чи. Исполь­зо­ва­ние раз­лич­ных мето­дов поз­во­ля­ет усва­и­вать мате­ри­ал уче­ни­кам с раз­лич­ны­ми осо­бен­но­стя­ми вос­при­я­тия инфор­ма­ции. Уча­щи­е­ся ино­гда могут счи­тать пред­мет скуч­ным, но боль­шин­ство из них поло­жи­тель­но вос­при­мет учеб­ный мате­ри­ал на аль­тер­на­тив­ных носи­те­лях инфор­ма­ции, напри­мер на соб­ствен­ном сай­те или в груп­пе в одной из соци­аль­ных сетей.

5. «Ска­жи мне — и я забу­ду, учи меня — и я могу запом­нить, вовле­кай меня — и я научусь» (Б. Фран­клин).

Во вре­мя изу­че­ния мате­ри­а­ла важ­но, что­бы уча­щи­е­ся при­ни­ма­ли актив­ное само­сто­я­тель­ное уча­стие в его изу­че­нии — гото­ви­ли сов­мест­ные про­ек­ты и пре­зен­та­ции в клас­се и по груп­пам, обу­ча­ли и про­ве­ря­ли друг дру­га.

6. Научи­те уча­щих­ся рабо­тать с кри­те­ри­я­ми оцен­ки зада­ний.

Пока­жи­те про­стой при­мер демон­стра­ци­он­но­го зада­ния и раз­бе­ри­те подроб­но, как оно будет оце­ни­вать­ся. Пони­мая кри­те­рии оцен­ки, уча­щим­ся будет лег­че понять, как выпол­нить то или иное зада­ние.

7. Не пока­зы­вай­те стра­ха и бес­по­кой­ства по пово­ду пред­сто­я­щих ВПР.

ВПР, без­услов­но, собы­тие, кото­рое вызы­ва­ет стресс у всех его участ­ни­ков: уча­щих­ся, роди­те­лей, учи­те­лей, адми­ни­стра­ции обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции. Нега­тив­ные эмо­ции зара­зи­тель­ны. Пока­жи­те на соб­ствен­ном при­ме­ре, как мож­но спра­вить­ся с пере­жи­ва­ни­я­ми, чув­ства­ми и ими управ­лять.

8. Хва­ли­те сво­их уче­ни­ков.

Любо­му уча­ще­му­ся важ­но опи­рать­ся на свои силь­ные сто­ро­ны и чув­ство­вать себя уве­рен­но на пред­сто­я­щих про­ве­роч­ных рабо­тах. Одна­ко похва­ла долж­на быть искрен­ней и по суще­ству. Убе­ди­тесь, что ваши уче­ни­ки име­ют реа­ли­стич­ные цели в отно­ше­нии пред­сто­я­щих про­ве­роч­ных работ.

9. Общай­тесь с кол­ле­га­ми!

Исполь­зуй­те ресур­сы про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства. Зна­комь­тесь с опы­том кол­лег, их иде­я­ми и раз­ра­бот­ка­ми, при­ме­няй­те их на прак­ти­ке.

10. Обсуж­дай­те с уча­щи­ми­ся важ­ность здо­ро­во­го обра­за жиз­ни.

Хоро­ший сон и пра­виль­ное пита­ние, уме­ние сосре­до­то­чить­ся и рас­сла­бить­ся после напря­жен­но­го выпол­не­ни­ям зада­ний вно­сят зна­чи­тель­ный вклад в успех на про­ве­роч­ной рабо­те.

11. Под­дер­жи­вай­те вне­учеб­ные инте­ре­сы уча­щих­ся. Лич­ное про­стран­ство, не свя­зан­ное с уче­бой, дает воз­мож­ность пере­клю­чать­ся на дру­гие виды дея­тель­но­сти и в конеч­ном ито­ге быть более эффек­тив­ны­ми при под­го­тов­ке к ВПР.

12. Общай­тесь с роди­те­ля­ми и при­вле­кай­те их на свою сто­ро­ну!

Как под­дер­жать уча­щих­ся во вре­мя под­го­тов­ки к ВПР?

(реко­мен­да­ции для учи­те­лей) 

Глав­ное, в чем нуж­да­ют­ся уча­щи­е­ся в этот пери­од — это эмо­ци­о­наль­ная под­держ­ка педа­го­гов, род­ных и близ­ких. Пси­хо­ло­ги­че­ская под­держ­ка — один из важ­ней­ших фак­то­ров, опре­де­ля­ю­щих успеш­ность ребен­ка в ситу­а­ции про­вер­ки зна­ний.

Под­дер­жи­вать ребен­ка — зна­чит верить в него. Под­держ­ка тех, кого ребе­нок счи­та­ет зна­чи­мы­ми для себя, очень важ­на для него. Взрос­лые име­ют нема­ло воз­мож­но­стей, что­бы про­де­мон­стри­ро­вать ребен­ку свое удо­вле­тво­ре­ние от его дости­же­ний или уси­лий.

Зада­ча педа­го­гов и роди­те­лей — научить ребен­ка справ­лять­ся с раз­лич­ны­ми зада­ча­ми, создав у него уста­нов­ку: "Ты можешь это сде­лать".

Суще­ству­ют сло­ва, кото­рые под­дер­жи­ва­ют детей, напри­мер: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сде­ла­ешь хоро­шо", "Ты дела­ешь это хоро­шо".

Под­дер­жи­вать мож­но посред­ством отдель­ных слов, при­кос­но­ве­ний, сов­мест­ных дей­ствий, физи­че­ско­го соуча­стия, выра­же­ния лица, инто­на­ции.

Педа­го­ги так­же могут помочь ребен­ку в столь слож­ный для него пери­од. Вот неко­то­рые реко­мен­да­ции пси­хо­ло­гов для педа­го­гов:

- сосре­до­точь­тесь на пози­тив­ных сто­ро­нах и пре­иму­ще­ствах уча­ще­го­ся с целью укреп­ле­ния его само­оцен­ки;

- создай­те ситу­а­цию эмо­ци­о­наль­но­го ком­фор­та;

- ни в коем слу­чае не нагне­тай­те обста­нов­ку, посто­ян­но напо­ми­ная о серьез­но­сти пред­сто­я­щих работ;

- создай­те ситу­а­цию успе­ха, при­ме­няй­те поощ­ре­ние. В этом огром­ную роль игра­ет под­дер­жи­ва­ю­щее выска­зы­ва­ние "Я уверен(а), что ты спра­вишь­ся";

- обес­печь­те детям ощу­ще­ние эмо­ци­о­наль­ной под­держ­ки. Это мож­но сде­лать раз­лич­ны­ми невер­баль­ны­ми спо­со­ба­ми: посмот­реть, улыб­нуть­ся. Если ребе­нок обра­ща­ет­ся за помо­щью: "Посмот­ри­те, я пра­виль­но делаю?" — луч­ше все­го, не вни­кая в содер­жа­ние напи­сан­но­го, убе­ди­тель­но ска­зать: "Я уверен(а), что ты все пра­виль­но сде­ла­ешь, и у тебя все полу­чит­ся";

- очень важ­но, что­бы неуве­рен­ный в себе ребе­нок полу­чил поло­жи­тель­ный опыт при­ня­тия дру­ги­ми людь­ми его лич­но­го выбо­ра. Если ребе­нок не может при­сту­пить к выпол­не­нию зада­ния, дол­го сидит без дела, сто­ит спро­сить его: "Ты не зна­ешь, как начать? Как выпол­нить сле­ду­ю­щее зада­ние?" — и пред­ло­жить аль­тер­на­ти­ву: "Ты можешь начать с про­стых зада­ний или про­смот­реть весь мате­ри­ал. Как ты дума­ешь, что будет луч­ше?";

- ни в коем слу­чае нель­зя гово­рить тре­вож­ным и неуве­рен­ным детям фраз типа "Поду­май еще", "Пораз­мыс­ли хоро­шень­ко", Это уси­лит их тре­во­гу и никак не про­дви­нет выпол­не­ние зада­ния;

- помо­гай­те уча­ще­му­ся пове­рить в себя и свои спо­соб­но­сти;

- помо­гай­те ребен­ку избе­жать оши­бок;

- под­дер­жи­вай­те уча­щих­ся при неуда­чах;

- подроб­но рас­ска­жи­те уча­щим­ся, как будет про­ис­хо­дить ВПР, что­бы каж­дый из них после­до­ва­тель­но пред­став­лял всю про­це­ду­ру про­ве­роч­ных работ;

- при­ло­жи­те уси­лия, что­бы роди­те­ли не толь­ко озна­ко­ми­лись с пра­ви­ла­ми про­ве­де­ния ВПР, но и не были сто­рон­ни­ми наблю­да­те­ля­ми во вре­мя под­го­тов­ки ребен­ка к про­ве­роч­ной рабо­те, а, наобо­рот, ока­зы­ва­ли ему все­сто­рон­нюю помощь и под­держ­ку;

- учи­ты­вай­те во вре­мя под­го­тов­ки и про­ве­де­ния экза­ме­на инди­ви­ду­аль­ные пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти выпуск­ни­ков. Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти — это устой­чи­вые при­род­ные харак­те­ри­сти­ки чело­ве­ка, кото­рые не меня­ют­ся с воз­рас­том и про­яв­ля­ют­ся в ско­ро­сти про­те­ка­ния мыс­ли­тель­но-рече­вых про­цес­сов, в про­дук­тив­но­сти умствен­ной дея­тель­но­сти.

Итак, что­бы под­дер­жать ребен­ка, необ­хо­ди­мо:

- опи­рать­ся на силь­ные сто­ро­ны ребен­ка;

- пом­нить о его про­шлых успе­хах и воз­вра­щать­ся к ним, а не к ошиб­кам;

- избе­гать под­чер­ки­ва­ния про­ма­хов ребен­ка, не напо­ми­нать о про­шлых неуда­чах;

- помочь ребен­ку обре­сти уве­рен­ность в том, что он спра­вит­ся с дан­ной зада­чей;

- создать в шко­ле и клас­се обста­нов­ку дру­же­лю­бия и ува­же­ния, уметь и хотеть демон­стри­ро­вать ува­же­ние к ребен­ку.

Под­дер­жи­вай­те сво­е­го уче­ни­ка, будь­те одно­вре­мен­но твер­ды и доб­ры, но не высту­пай­те в роли судьи